ГАВРИИЛ, Воскресенский Василий Николаевич - Страница 2

Сочинение встретило весьма благожелательный отзыв Н.А. Полевого, который отмечал как «утешительное явление» то, что «учение философии обратило на себя внимание нашего просвещённого духовенства». К недостаткам рецензент относил «следы поспешной работы» – неправильное употребление указательных местоимений, считал, что правильно писать «Бакон», а не «Бэкон», «метода», а не «метод». В связи с новым Уставом духовных семинарий, вызвавшим сокращение штатных преподавателей, Гавриил лишился места в Казанской духовной семинарии и был назначен ректором и профессором богословия Симбирской духовной семинарии (30 июля 1840 г.) с оставлением должности настоятеля Успенского Зилантова монастыря. В октябре 1841 г. он был уволен «от духовно-учебной службы», но благодаря ходатайству попечителя учебного округа М.Н. Мусина-Пушкина в связи с открывшейся вакансией возвратился в Казанский университет. Причины неуспехов Гавриила на «духовно-учебном» поприще, равно как и объяснения того, почему он был в «немилости» у митрополита Филарета (Дроздова), связаны с особенностями личности Гавриила. По сообщению протоиерея А. Смирнова, один «современник» так описывал его: «Высокого роста, богатырски сложенный, откровенный, добродушный, в высшей степени весёлый, рождённый жить в свете, в большом обществе, склонный к семейной жизни – он поступил в монахи – наперекор своему призванию, своему живому характеру, столь противоречившему господствующим в иноческой жизни строгой дисциплине и аскетизму». В Казанском университете Гавриил преподавал богословские и философские науки, им были прочитаны курсы по каноническому праву, церковно-библейской истории, логике, психологии и др. В начале 1850 г. Гавриил написал прошение об увольнении по состоянию здоровья. Он был уволен (8 марта) без пенсии, поскольку в выслугу лет не были включены годы «духовно-учебной службы». На этом превратности казанской жизни Гавриила не закончились. До архиепископа Казанского Григория (Постникова; впоследствии Санкт-Петербургский митрополит) стали доходить слухи об «интимной жизни» Гавриила. На многочисленные попытки вразумления Гавриил отвечал резко, порой оскорбительно. В 1852 г. по ходатайству архиепископа Григория, ученика и друга Московского митрополита Филарета (Дроздова), он был назначен настоятелем Усть-Киренского Троицкого монастыря и отправлен в Иркутскую епархию. Отсюда Гавриил писал прошения о возвращении в Казанский университет или в европейскую Россию. Лишь с поставлением в 1860 г. на Петербургскую кафедру вместо почившего митрополита Григория митрополита  Исидора (Никольского), который некогда был учеником Гавриила, тот в 1861 г. получил возможность перебраться в юрьев-польский Архангельский монастырь Владимирской епархии (организовал при монастыре школу для детей). В 1867 г. Гавриил был назначен настоятелем в трёхклассный муромский Спасский монастырь той же епархии, где он и умер во время всенощного бдения (по сообщению В.Ц. Герцык, Гавриил был погребён в монастыре). Его основной научный труд – «История философии» (в 6 ч.), печатавшийся сначала в «Учёных записках Казанского университета» (1837–1840 гг.), затем вышедший отдельным изданием. Он закрепил за автором репутацию одного из первых историков философии в России, который в своём исследовании рассматривал всю историю мировой философии, к тому же в шестой части труда впервые излагал историю русской философии от начала до современной ему эпохи.

 



 
PR-CY.ru