ГОНОРИЙ ОТЁНСКИЙ, Гонорий Затворник - Страница 3

Так, Гонорий Отёнский полагает, что дорога в рай будет открыта преимущественно для крестьян, добывающих в поте лица хлеб насущный, а рыцари, творящие разбой, купцы и ремесленники, в стремлении к высоким доходам прибегающие к обману, а также жонглёры («слуги сатаны») обречены на погибель. При этом в его богословии совращающий людей дьявол выступает фактически как персонификация Божьего гнева, т.е. как подчинённое Богу существо, исполняющее Его приговоры и осуществляющее Его кары. Касаясь вопросов церковно-государственных отношений, Гонорий Отёнский провозглашает абсолютный примат духовной власти над светской: короли и императоры не имеют права назначать епископов, которые избираются Римским папой и клиром; король, не будучи духовным лицом, является мирянином, получающим власть над другими мирянами от духовенства; папы унаследовали право возведения на престол правителей от ветхозаветных судей, пророков и священников, воспользовавшись которым Римский епископ Сильвестр I (314–335 гг.) короновал императора Константина I Великого (323–337 гг.). Таким образом, церковь сама себе ставит королей. Подобно ветхозаветным священникам, папы добровольно предоставляют земное управление королям, которых они выбирают, освящают и коронуют при согласии князей и народа. Короли, в свою очередь, должны руководствоваться в своих деяниях хранимым ими Божественным законом. В сочинении «Гемма души» Гонорий Отёнский излагает, в частности, символическое и назидательное толкования различных элементов христианского храма (окна, колонны, крипты и т.д.): «Ясные окна, охраняющие от непогоды и приносящие свет, суть отцы церкви, светом христианской доктрины противостоящие буре и ливню ереси. Оконные стёкла, пропускающие лучи света, суть дух отцов церкви, созерцающий божественные вещи во тьме, будто в зеркале». Гонорий Отёнский воспроизводит характерный для латинского Запада взгляд на почитание икон, не претендующий на соотнесение иконопочитания с догматикой: церковная роспись является «литературой для мирян», украшением здания и напоминанием о жизни благочестивых людей. Храмы в плане в виде креста символизируют то, что «люди церкви должны быть пригвождены ко кресту мира», тогда как круглые храмы показывают, что «церковь по всему кругу мира строится любовью, как круглый венец вечности». В целом Гонорий Отёнский, развивая традицию, восходящую к Амалару Симфозию (775/780 – около 850 гг.), автору первого в Западной Европе аллегорического толкования богослужения, уподобляет литургию театральному действу, а священнослужителя – трагическому актёру, представляющему «своими телодвижениями перед паствой борение Христа». В историческом сочинении «Полная сумма всеобщей истории» он воспроизводит традиционную для западного Средневековья историософскую концепцию о шести эпохах (aetates) развития человеческого общества (начало последней соответствует времени императора Августа и земной жизни Иисуса Христа), рассматривает судьбы древних народов (евреев, египтян, ассирийцев, греков, римлян). В приписываемой Гонорию Отёнскому энциклопедии «Об образе мира» излагаются обширнейшие, зачастую неправдоподобные сведения по космологии, астрономии, географии, метеорологии, зоологии, антропологии и т.п., заимствованные из сочинений Аврелия Августина, Орозия Павла («История против язычников»), Севильского епископа Исидора, историка и экзегета Беды Достопочтенного (около 672/673–735 гг.), возможно, Гая Юлия Солина («Собрание достопамятных вещей») и др.

 



 
PR-CY.ru