ГОДОВОЙ НЕПОДВИЖНЫЙ БОГОСЛУЖЕБНЫЙ КРУГ - Страница 2

Среди непраздничных различаются дни, имеющие в гимнографическом последовании тропарь (на утрене таких дней поётся «Бог Господь»), и дни, не имеющие тропаря (на утрене поётся Аллилуия, служба совершается по великопостному чину). Исследователи подчёркивают, что система знаков распространяется только на памяти годового неподвижного богослужебного круга, памяти подвижного и седмичного кругов, даже наиболее праздничные (такие как Пасха, Пятидесятница, воскресные дни), знаков не имеют. Некоторые дни годового неподвижного богослужебного круга не закреплены за определённой датой, а празднуются в ближайшее воскресенье или субботу, например, недели (т.е. воскресенья) до и после Воздвижения, до и после Рождества Христова, до и после Богоявления, субботы до и после Рождества, до и после Богоявления, а также Димитриевская родительская суббота – день поминовения усопших, который бывает в субботу перед днем памяти великомученика Димитрия 26 октября. Эти дни не могут быть отнесены к подвижному годовому кругу, т.к. они зависят не от праздника Пасхи, а лишь от положения воскресного или субботнего дня относительно того или иного праздника неподвижного круга. Праздники и памяти седмичного и годового подвижного кругов также прославляются через песнопения – изменяемые части суточных служб. В течение года песнопения Минеи соединяются с песнопениями Октоиха (т.е. песнопениями седмичного круга). Соотношение количества песнопений из Октоиха и Минеи зависит от степени праздничности дня. Так, в дни великих и средних праздников Октоих в будние дни отменяется. При совпадении с воскресным днём последование Минеи соединяется с воскресным последованием Октоиха по уставу, изложенному в главах первой – пятой и седьмой Типикона. Воскресное последование отменяется только при совпадении с Господскими двунадесятыми праздниками. В период, когда используются Постная и Цветная Триоди, песнопения Минеи соединяются с песнопениями Триоди и Октоиха (см. ст. Годовой подвижный богослужебный круг). Устав богослужения в этот период описывается в Типиконе в главах 49 (о Четыредесятнице) и 50 (о Пятидесятнице). Устав о соединении праздничного последования с последованием Триодей можно найти в Марковых главах месяцеслова Типикона, в связи с этим исследователи особенно отмечают большой цикл Марковых глав для праздника Благовещения, называемый Благовещенскими главами. Связь годового неподвижного богослужебного круга с подвижным годовым богослужебным кругом выражается не только в наличии особых уставных правил. В марте и апреле, на которые чаще всего приходится Великий пост, очень мало праздничных дней, в основном, в Минеях содержатся лишь службы с «Аллилуей», т.к. частое совершение торжественных служб не соответствует общему настроению Великого поста.



 
PR-CY.ru