ГОРДЕЕВ Фёдор Гордеевич - Страница 2

Надгробие А.М. Голицына, первый скульптурный памятник в храме, представляет собой обелиск с барельефом князя в медальоне, на высоком постаменте, с воинскими трофеями на втором плане. Справа – аллегорическая фигура Добродетели, показывающая одной рукой на изображение фельдмаршала на обелиске, а другой – на щит с княжеским гербом и короной сверху, покрытый львиной шкурой. Слева – скульптура крылатого гения войны, который сидит облокотившись на щит с изображением взятия Хотина (русский солдат держит за волосы плененного турецкого пашу). Памятник Д.М. Голицыну исполнен в виде обелиска с горельефным бюстом (скульптор Франц Цаунер, Вена), с фигурами плакальщицы («Щедрость, оплакивающая своего подражателя») и Утешения, или Веры, левая рука которой покоится на Евангелии. Они олицетворяют состояния скорбящей человеческой души – горе и примирение с мыслью о неотвратимости смерти и грядущем воскрешении. Уравновешенное пластическое решение свойственно рельефам Ф.Г. Гордеева для зданий Академии Художеств (рельефы в вестибюле (Минерва) и на фасаде, композиция «Аполлон и Минерва, покровительствующие художествам» на фронтоне, 1784 г.) и Старого Эрмитажа («Прощание Гектора с Андромахой», «Фетида с младенцем Ахиллом», «Минерва – покровительница искусств», львиные маски, 1786 г.). Сюжеты 13 фризов Останкинского дворца в Москве (1794–1798 гг.), особенно близких к стилистике классицизма и античной традиции, заимствованы из греческой мифологии («Свадебное шествие Амура и Психеи», «Жертвоприношения Зевсу и Деметре»); здесь же присутствуют аллегорические изображения поэзии, живописи, архитектуры, скульптуры и музыки. Особого искусства Ф.Г. Гордеев достиг в передаче драпировок в скульптуре. С 1774 г. Ф.Г. Гордеев служил в Конторе домов и садов и руководил скульптурными работами в Санкт-Петербурге и пригородных дворцовых садах, в частности, изготовлением и установкой памятников Петру I («Медный всадник», скульптор Этьен Морис Фальконе; 1778–1782 гг.), для которого он вылепил змею под ногами коня, служащую опорой для статуи, и Александру Васильевичу Суворову (скульптор Михаил Иванович Козловский). Для постамента последнего памятника (архитектор Андрей Никифорович Воронихин) Ф.Г. Гордеев исполнил барельеф с фигурами Славы и Мира. Ф.Г. Гордеев участвовал в проектировании монумента Полтавской битвы в Полтаве, был одним из организаторов литейной лаборатории в Академии Художеств. С 1776 г. вместе с литейщиками Василием Петровичем Екимовым и В. Можаловым выполнил большое количество восковых моделей античных статуй, по которым были сделаны бронзовые отливки для пригородных дворцов и парков. Вершина творчества Ф.Г. Гордеева – барельефы из пудостского камня на северном фасаде Казанского собора в Санкт-Петербурге (1804–1807 гг.). Из списка сюжетов, определённых архитектором собора А.Н. Воронихиным в 1803 г., Ф.Г. Гордеев принял к исполнению четыре. «Благовещение» и «Бегство в Египет» выполнены в октябре 1804 г. – апреле 1806 г. «Поклонение пастырей» и «Поклонение волхвов», исполненное вместо ранее предполагавшегося «Собора Богородицы», созданы в 1806 г. – середине 1807 г. Иконография барельефов каноническая, в художественном решении преобладает стилистика раннего классицизма. Произведения отличаются единством с архитектурой здания и строго выверенной композицией. В 1780–1790 гг. Ф.Г. Гордеев жил в собственном доме на третьей линии Васильевского острова, 12 (в настоящее время перестроен). Погребён на Смоленском православном кладбище; захоронение пострадало вследствие наводнения 1824 г. и было восстановлено с надгробием в виде рустованной известняковой колонны; утрачено после 1917 г.



 
PR-CY.ru