ГОСАЛА МАККХАЛИ - Страница 2

Из фрагмента, который является наиболее «выговоренной» версией детерминизма, обосновывавшего фатализм Госалы Маккхали, исследователям вполне понятны основные моменты его мировоззрения: он считал, что в мире нет места для действия, обладающего «причинной силой», т.е. способного что-либо изменить в дальнейшей жизни совершающего его живого существа; все действия являются «функциональными приложениями» Необходимости (нияти), а также «окружающей среды» (сангати) и «собственной природы» (бхава), из коих второе начало предопределяет их место в общей экологии мира, а третье – индивидуальные характеристики. Эта предопределённость была равнозначна отрицанию кармы, т.к. последняя основана на результативности каждого действия, прибавляющего нечто к предыдущему «балансу» действий и влияющего на дальнейшую судьбу действующего. Отрицание учения о карме (слово «карма» в приведённом фрагменте означает лишь действие) и признание существования сансары исследователи признают противоречивым моментом в мировоззрении Госалы Маккхали. Его значение для истории индийской мысли состояло, по мнению исследователей, прежде всего, в том, что он заставил все индийские религиозные общины отстаивать учение о результативности действий, без которого теряли почву учение о карме, о сансаре и соответственно о мокше (освобождении). Исследователи считают, что Госала Маккхали повлиял на развитие индийской религиозной мысли и как последовательный панпсихист и инициатор натурфилософских калькуляций; его новаторство заключалось в неодномерности его системы мировоззрения, включавшей модели механицизма, органицизма и телеологизма. Частным, но не менее важным моментом исследователи считают то, что Госала Маккхали обратил внимание различных индийских религиозных философских школ (особенно джайнов) на построение иерархии живых существ, в том числе и людей, исходя из того, сколькими способностями чувств они обладают. Тем не менее, составляющие системы Госалы Маккхали не были «прилажены» друг к другу и даже к самим себе (телеологизм при отсутствии целеполагающего начала в мире), наибольшая логическая лакуна связана с неразрешимым противоречием между теорией детерминизма и практикой аскетизма. Исследователи готовы назвать Госалу Маккхали первым из философов Индии, который обнаружил интерес к натурфилософии и природоведению.



 
PR-CY.ru