ГУРИЙ - Страница 2

Канонизация Гурия подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых, празднование которому было восстановлено в 1981 г. по благословению митрополита Антония (Мельникова; празднование известно с 1831 г.). Внешний облик святого описан в иконописных подлинниках XVIII в. под 14 ноября: «Подобием сед, брада и власы аки Никона Радонежскаго, ризы преподобническия»; «Иже на Моли реце, Шалацкаго, Устюжны Железнополския новаго чудотворца: сед, брада Никона Радонежскаго во всем» (Библиотека Академии Наук). Сохранилось два единоличных образа преподобного (оба в Устюженском краеведческом музее). На небольшой паломнической иконе конца 1890 гг. Гурий предстоит Иисусу Христу в облачном сегменте на фоне Шалочской Успенской пустыни, изображённой достаточно условно в виде трёх белых шатровых храмов на берегу реки Шалочи. Святой представлен старцем с непокрытой головой и седой короткой бородой (как у Серафима Саровского), в светло-оливковом подряснике, схиме на плечах и длинной чёрной мантии, руки скрещены на груди. Такие пядничные образки для паломников выполнялись в Моденском монастыре близ Устюжны, к которому была приписана упразднённая Шалочская пустынь, и получили распространение в Устюженском уезде Новгородской губернии. На иконе 1903 г. (на листе фанеры) Гурий изображён в коленопреклонённом молении на правом берегу реки Шалочи, в схиме серо-голубого цвета, с куколем на голове, с короткой седой бородой, левая рука прижата к груди, в правой – развёрнутый свиток с нечитаемым текстом. На левом берегу реки – каменная церковь Рождества Христова с колокольней (обнесена деревянной оградой), построенная в 1837 г. на месте прежних строений Шалочской пустыни. Изображение заключено в рамку, внизу написан текст молитвы преподобному («О преподобне и богоносне отче Гурие, прими ныне нас, к тебе усердно молящихся и припадающих ко всечестному и многоцелебному твоему гробу, идеже святое твое и многотрудное положися тело...»). Образ Гурия помещён в составе Собора новгородских святых: на иконе «Новгородские чудотворцы» 1728 г. письма священника Георгия Алексеева (Третьяковская галерея) – в нижнем ряду вторым слева, с немного разведёнными в стороны руками, с недлинной и широкой бородой; на аналойном образе «Собор всех святых Новгородских угодников» конца XIX в. (?) из церкви апостола Филиппа в Великом Новгороде – в верхней части правой группы, в молении, с русой бородой средней величины. Погрудное изображение Гурия (предположительно, в надписи только имя: «п. Гурии») в левой группе преподобных есть на образе «Собор русских святых» первой половины XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге (музей истории религий).



 
PR-CY.ru