ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (около 25 г. до н.э. – 50 г. н.э.) – иудейско-эллинистический философ и теолог, стремившийся к синтезу иудаизма, философии пифагорейцев, платоников и стоиков, выдающийся представитель еврейского эллинизма, центром которого была Александрия, оказавший большое влияние на последующее богословие своим экзегетическим (см. Экзегеза) методом и своим учением о Логосе. Биографические данные о нём очень скудные: происходил из одного из самых богатых и влиятельных еврейских родов Александрии, получил блестящее греческое образование. Александрию покидал редко, руководил александрийской еврейской общиной, будучи уже в преклонном возрасте в 39 г. возглавил (неудавшуюся) еврейскую делегацию к римскому императору Гаю Калигуле (37–41 гг.), о чём написал в труде «О посольстве к Гаю». Как философ Филон Александрийский был сторонником эклектического платонизма, сильно окрашенного процветавшим в его городе стоицизмом. Подобно другим современным ему эклектикам, он видел в таком учении общую суть всей греческой философии и, вместе с тем, подобно другим иудеям-эллинистам, признавал источником греческой мудрости священное откровение Ветхого Завета, из которого, по его мнению, черпали древние философы. Филон Александрийский практически не знал иврит и для работы пользовался греческим переводом Ветхого Завета – Септуагинтой, созданной в III–I вв. до н.э. Он наверняка был хорошо знаком с религиозно-философским учением герметиков, а великолепное владение греческим понятийным аппаратом платонизма и стоицизма позволило ему оригинально, философски истолковать Пятикнижие. Библейская экзегетика Филона Александрийского опирается на пифагорейский и стоический экзегезис гомеровского эпоса. Корпус его сочинений обширен, насчитывает более 50 произведений, тематически подразделяемых исследователями на три группы: философско-теологические и этические трактаты («О вечности мира», «О провидении», «Имеют ли животные разум», «О добродетелях» и др.); историко-апологетические в защиту иудаизма («Против Флакка», «О посольстве к Гаю», «Апология иудеев»); комментаторская и экзегетическая литература (более 40 трактатов, толкующих Тору, среди которых «Аллегория Законов», «Об изменении имён», «О снах», «О вознаграждениях и наказаниях»). Филон Александрийский считал книги Моисея боговдохновенными: в каждой букве не только подлинника, но и того греческого перевода, которым он пользовался, заключены в иносказательной форме учение Платона, Пифагора, Зенона и Клеанфа. Поэтому наиболее значительные сочинения Филона Александрийского представляют собой комментарий на Священное Писание (главным образом, на книги Бытия), дающий их толкование в смысле популярной греческой философии того времени. Поведение праотцев иудейских колен (Авраама, Исаака и Иакова) и ветхозаветных пророков (Моисея) он рассматривает не только как этическое руководство к действию, но и как примеры «живых законов», которые важны не меньше писаных. Ортодоксальные иудеи понимают каждую фразу Торы не только буквально, но и мистически, и мистика заключается в самом её звучании и написании, которую невозможно передать в переводе. Появление Септуагинты многие из них восприняли как искажение сакрального смысла самого существования богоизбранного еврейского народа, а попытка синтеза иудаизма с греческой философией выглядела вообще кощунственной. Поэтому теология Филона Александрийского была иудеями отвергнута, хотя она была строго монотеистичной, а его онтология (учение о сущем, бытии как таковом) – теоцентричной.

 



 
PR-CY.ru