ЕЗНИК КОЛБАЦИ

ЕЗНИК КОЛБАЦИ (около 380 – 450 гг.) – армянский богослов и философ, один из основоположников армянской патристики, ведущий деятель «школы переводчиков», ученик и сподвижник Месропа Маштоца, активный участник церковной и политической жизни Армении. Родился в селе Колб (Кохб, область Айрарат), учился в Эдессе и Константинополе. Принимал участие в переводе на армянский язык Библии и ряда творений отцов церкви. После смерти Месропа Маштоца (440 г.) Езник Колбаци стал самым авторитетным богословом в Армении. В 440 гг. создал ряд трудов по богословию и философии; из них сохранилось «Опровержение лжеучений» или «Опровержение ересей» (букв. «Книга прекословий»). Как полагают исследователи, в конце жизни Езник Колбаци был епископом Багреванда, упомянут в списке участников Аштишатского собора (449 г.). По мнению исследователей, ему принадлежит «Ответ персам», направленный Аштишатским собором персидскому двору. «Опровержение ересей» состоит из четырёх частей, условно названных издателями: «Против ересей язычников», «Против маздеизма», «Против греческих философов», «Против ереси Маркиона». Труд Езника Колбаци написан по единому плану, проникнут идеей обоснования христианского монотеизма. Цель автора – апология христианской веры и философское обоснование её основных догматов. Он последовательно полемизирует с оппонентами. Езник Колбаци чётко формулирует свой критический метод: «Дело Божьей Церкви опровергать внешних (противников) доводами истины без помощи Писания, а внутренних (противников), мнимых и заблудших (христиан), обличать с помощью Священного Писания». Он утверждает первичность божественной субстанции и вторичность материального мира как творения Бога. Христианскую концепцию Бога, учение о единой божественной субстанции Езник Колбаци противопоставляет политеистическим и пантеистическим учениям. Он излагает и отвергает решения онтологической проблемы, предложенные Платоном, Аристотелем, перипатетиками, Пифагором, стоиками, эпикурейцами. Отрицание субстанциональности и совечности материи Богу является для Езника Колбаци основанием, на котором он строит опровержение религиозного дуализма, а также является теоретической базой для борьбы с маздеизмом, халдейской астрологией, манихейством и ересью маркионитов. Онтологическая проблема в его труде тесно смыкается с проблемой добра и зла. Её решение служит целям борьбы с дуалистическими ересями и языческим фатализмом. Источник зла, по Езнику Колбаци, неправильно используемая человеком свобода воли, дарованная ему как разумному существу для свершения добрых дел и постижения Божественной благодати. Концепция строения мира у него имеет ярко выраженный антропоцентрический характер. Всё, что существует в мире, создано для нужд человека и его блага, ибо «Бог пожелал создать его наследником всего и поэтому сперва создал это наследство, а потом и самого человека». «Опровержение ересей» по широте охвата проблем, глубине анализа учений и защите основ христианского вероучения с позиций философски мыслящего богослова относится к памятникам мировой патристики, литературы и апологетики. Езнику Колбаци приписывается также значительное число «Поучений», которые помещались в конце рукописных сборников и содержали, в основном, проповедь безупречной монашеской жизни, а также нравоучительные советы.

 
PR-CY.ru