Словарь по христианству Е ЕСАУЛОВ Андрей Петрович

ЕСАУЛОВ Андрей Петрович

ЕСАУЛОВ Андрей Петрович, Эсаулов, Эссаулов, Ессаулов, по паспорту Петров (около 1800 – около 1850 гг.) – композитор, скрипач, автор духовно-музыкальных сочинений. Внебрачный сын знатного помещика Есаулова, получил прекрасное домашнее музыкальное образование. Служил в армии как «полковой учитель» и «военный капельмейстер», в 1830 г. значился в документах как отставной прапорщик. С конца 1820 гг. жил в Москве у Павла Воиновича Нащокина, который специально для него устраивал квартетные вечера, искал ему работу, ходатайствуя перед директором московских казённых театров Фёдором Фёдоровичем Кокошкиным и директором императорских театров Александром Михайловичем Гедеоновым в Санкт-Петербурге. Благодаря этому А.П. Есаулов недолгое время (с 30 апреля по 4 августа 1830 г.) служил репетитором оперы в Москве, а также с лета 1833 г. по весну 1834 г. – в театральном оркестре в Санкт-Петербурге. За мастерскую игру на скрипке получил прозвище Русский Паганини. Как полагают исследователи, в начале 1830 гг. А.П. Есаулов познакомился с Александром Сергеевичем Пушкиным, написал на его стихи романс «Прощание» («В последний раз твой образ милый») и «Гишпанскую песню» («Ночной зефир»); кроме того, исследователи высказывали предположение, что «Русалка» была задумана А.С. Пушкиным как либретто для оперы А.П. Есаулова. А.С. Пушкин в марте 1834 г. также заботился о А.П. Есаулове, помогая ему деньгами и советами. Во второй половине 1830 гг. А.П. Есаулов жил в городе Ряжске Рязанской губернии, затем – в Рязани, давая уроки музыки. В 1840 гг. под его управлением состоялся успешный и в художественном, и в материальном отношении концерт архиерейского хора и оркестра Д.Д. Нарышкина в пользу приюта для бедных девиц духовного звания. А.П. Есаулов погиб в результате несчастного случая: утонул в реке Трубеж; тело его не было найдено. В его творчестве большое место занимала импровизация, в том числе на темы русских народных песен. При жизни А.П. Есаулова было напечатано несколько романсов и фортепианных пьес; в рукописи осталась увертюра, в тематизме, драматургии и инструментовке которой заметно влияние музыки немецких романтиков, в частности Карла Марии фон Вебера. К числу ранних духовных сочинений относятся духовные концерты для смешанного четырёхголосного хора, датированные 1825 г.: «Боже, Боже мой, вскую оставил мя еси» (ре минор, 8 сентября) и «Благослови, душе моя, Господа» (ми-бемоль мажор, 27 сентября), рукописи которых хранятся в Отделе письменных источников Исторического музея (здесь же выписан неоконченный концерт «Не ввери мя человеческому предстательству» на восемь голосов). Это – крупные композиции в контрастно-составной форме с типичным для концертов чередованием контрастных по темпу и характеру разделов (например, Moderato, Allegro vivace, Adagio и Allegro vivace в концерте «Боже, Боже мой, вскую оставил мя еси»). Частая смена типов хорового изложения, контраст solo и tutti, далёкие гармонические сопоставления в условиях мажороминора характерны и для прочих духовных песнопений А.П. Есаулова, точное число которых исследователям неизвестно. По предположению С.С. Попова, они были написаны в Рязани, три из них датированы 5 ноября 1838 г. Шесть песнопений А.П. Есаулова содержатся в рукописных сборниках Отдела рукописей Московской государственной консерватории имени Петра Ильича Чайковского, принадлежавших Синодальному хору: «Херувимская» на восемь голосов, «Свете тихий», «Хвалите имя Господне», «Ныне отпущаеши», «Вкусите и видите», «Не ввери мя человеческому предстательству» (многие из них были изданы в начале XX в.).

 
PR-CY.ru