Словарь по христианству Е ЕВХИТСТВО

ЕВХИТСТВО

ЕВХИТСТВО (от греческого – молитва) – раннехристианское монашеское движение. Осуждено церковью как ересь. Возникло во второй половине IV в. в христианских общинах Сирии и Малой Азии. Исследователям известно также под названием мессалианство (от сирийского «молюсь», «молящиеся люди»), адельфианство, лампецианство, маркианийство (по именам лидеров движения), энтузиасты, корефы (от культивирования экзальтированных и возбуждающих практик – пляски и т.п.). Лидеры движения – Адельфий, Дадой, Ерма, Савва, Симеон и др. Учение евхитов строилось на дуалистических представлениях о человеке и мире, мистицизме и по ряду аспектов было близко к гностицизму и манихейству. Человек от Адама воспринял материальную, злую и греховную природу («злого демона»), которая поглощает божественный образ и подобие в человеке. Главным средством христианского спасения, по мнению евхитов, является молитва. Посредством усиленной молитвы в человеке «злого демона» замещает Святой Дух, и человек пребывает в спокойствии, отрешённости от страстей, греха и зла. Евхиты отрицали посты, церковную обрядность, монашеские подвиги, церковные таинства. Считали, что крещение, причастие, как и другие таинства, – «не вредит и не приносит пользы» и не освобождает человека от злой власти. Монахи-евхиты проводили время в праздности, созерцании, мистических, экзальтированных состояниях и плясках, усиливающих действие молитв, избегали всякого труда, унижающего духовную жизнь, и существовали только на милостыню. Евхиты отрицали божественную троичность, считая все три ипостаси Троицы формами проявления одного Бога. Евхитов обличали многие раннехристианские писатели и деятель церкви: Феодорит Кирский (393 – 457 гг.), Исаак Сирин, Амфилохий Иконийский (IV в.), Флавиан Антиохийский (IV в.) и др. Несмотря на преследования и гонения, движение евхитов в латентных формах просуществовало в монашеской среде до конца I тыс. В IX–XI вв. движение в несколько изменённом виде возродилось во Фракии. Основной отличительной чертой фракийского евхитства стали дуалистическая христологическая теория (см. Христология), согласно которой Бог Отец имел двух сыновей-помощников – Сатаниила (царя земного) и Христа (царя небесного). Сатаниил отпал от Отца и основал на земле независимое царство. Христос был призван Отцом занять место Сатаниила, разрушить его царство и восстановить миропорядок. Учение евхитов оказало значительное влияние на развитие богомильства. Источник: Энциклопедия религий. М., 2008 г.

 
PR-CY.ru