Словарь по христианству Е ЕВГИППИЙ

ЕВГИППИЙ

ЕВГИППИЙ (ум. после 558 г.) – италийский писатель, настоятель монастыря Лукуллан близ города Неаполя (Кампания). Сведения о жизни Евгиппия содержатся, главным образом, в его письмах, а также в составленном им Житии преподобного Северина (ум. в 482 г.). Как полагают исследователи, Евгиппий происходил из римской провинции Норик в Подунавье. Он был близок к Северину в последние годы жизни святого. В числе прочих римлян Евгиппий был переселён из Норика в Италию королём Одоакром в 488 г. В 495 г. Евгиппий находился в Лукуллане, куда были перенесены мощи Северина. Как полагают исследователи, монастырь был основан при участии Варвары, матери последнего римского императора Ромула Августула, для выехавших из Норика переселенцев. Евгиппий состоял в переписке с церковными деятелями VI в.: римской девой Пробой, Дионисием Малым, Кассиодором, карфагенским диаконом Фульгенцием Феррандом, римским диаконом Пасхазием, сторонником антипапы Лаврентия, чью позицию в римской схизме начала VI в. поддерживал Евгиппий. Житие Северина, написанное в 511 г. и являющееся важным источником по истории дунайских провинций в эпоху падения Западной Римской империи, Евгиппий посвятил Пасхазию. «Извлечение из сочинений блаженного Августина» («Excerpta ex operis S. Augustini»), составленное Евгиппием по просьбе некоего аввы Мариана и других монахов, было посвящено Пробе. В этом произведении собрано 348 отрывков из творений Августина Блаженного. В предисловии Евгиппий отмечал, что получил многие сочинения Августина благодаря помощи друзей и решил собрать наиболее важные отрывки из его сочинений в одной рукописи для тех, кто будут изучать творения Августина Блаженного. Об этом труде Евгиппия с похвалой отзывался Кассиодор. Таким образом, Евгиппий наряду с Викентием Леринским и Арелатским епископом Кесарием стал одним из главных популяризаторов августиновского богословия на Западе в VI в. «Извлечение...» сохранилось во многих средневековых рукописях и представляет ценность для восстановления текстов сочинений Августина Блаженного. Параллельно с Капуанским епископом Виктором Евгиппий занимался также вопросами текстологии Нового Завета и создания его точного латинского текста. Интерес Евгиппия был направлен, главным образом, на Евангелия. Сохранилась рукопись из монастыря Эхтернах (VII–VIII вв.), которая, как указано в колофоне, переписана из книги, находившейся в библиотеке Евгиппия. Книга была выполнена «индикта 6, год после консульства светлейшего мужа Василия 17», т.е. в 558 г., и это даёт исследователям основание полагать, что в 558 г. Евгиппий был ещё жив. Текст Евангелий, отредактированный Евгиппием, был известен уже Кассиодору, однако не получил значительного распространения. Рукопись из Эхтернаха является единственным сохранившимся его списком. Прочие сведения о Евгиппии относятся к 530 гг. Сохранилось адресованное ему послание Фульгенция Ферранда (532 г.). В сочинении «О науках божественных и человеческих» («De institutione divinarum litterarum») Кассиодор приводит материалы, которые позволяют исследователям заключить, что его переписка с Евгиппием относится ко времени после 536 г., когда Кассиодор удалился от государственных дел в основанный им монастырь Виварий. Около 610 г. Гиспальский (Севильский) епископ Исидор упомянул среди сочинений Евгиппия устав для насельников монастыря Северина (Лукуллан). Об этом произведении у исследователей нет других сведений, они полагают, что оно было утеряно. Адальберт де Вогюэ предпринял попытку восстановить устав Евгиппия на основе «Правила учителя» (первая четверть VI в.), а также извлечений из Уставов Августина Блаженного и Бенедикта Нурсийского, однако эта реконструкция исследователям представляется спорной.

 
PR-CY.ru