Словарь по христианству Е ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ХРИСТИАНЕ В ДУХЕ АПОСТОЛОВ

ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ХРИСТИАНЕ В ДУХЕ АПОСТОЛОВ

ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ХРИСТИАНЕ В ДУХЕ АПОСТОЛОВ – принятое в России название антитринитарного направления в пятидесятничестве – Евангельских христиан-единственников. Конфессия евангельских христиан в духе апостолов появилась в России раньше других групп пятидесятников – в 1913 г., когда в Санкт-Петербург из Хельсинки приехал американский миссионер Андрей Давидович Уршан. Община пятидесятников-единственников возникла в Петербурге в 1914 г., первыми проповедниками антитринитарного пятидесятничества в России был лидеры петербургско-хельсинской общины евангельских христиан Николай Петрович Смородин (1875–1953 гг.), являвшийся прежде пресвитером общины евангельских христиан (конфессии, слившейся с баптистами в 1944 г.), и Александр Иванович Иванов (1880–1931 гг.), рукоположённый самим А.Д. Уршаном (поэтому приверженцев общины нередко называют смородинцами, но сами они отвергают такое наименование). В 1916 г. Н.П. Смородин был арестован и сослан, но деятельность общины продолжалась. После революции (в 1918 г.) лидеры общины обратились с письмом к Владимиру Ильичу Ульянову (Ленину) с просьбой разрешить им открыть молитвенный дом в Петрограде, вскоре соответствующее разрешение было получено. В 1919 г. община пятидесятников-единственников была основана в Москве, а затем и в других городах. В 1932 г. эти общины, как и другие религиозные организации, подверглись преследованиям и репрессиям. Деятельность пятидесятников-единственников в России возобновилась только в 1953 г. в Ленинграде, сначала нелегально, а с 1975 г. община была официально зарегистрирована. В 1979 г. в посёлке Парголово был организован первый молитвенный дом. В целом евангельские христиане в духе апостолов являются самостоятельным движением, не присоединившемся к другим объединениям российских пятидесятников. Они отвергают тринитарианскую доктрину (учение о Божественной Троице), не признают тринитарианское крещение «Во имя Отца и Сына и Святого Духа» и крестят вступающих в церковь по формуле: «Во имя Иисуса Христа» (в связи с этим их сторонников называют иногда единственниками или иисусовцами). В остальном эта конфессиональная группа мало отличается от основной массы пятидесятников. В ней признаются два благословения: оправдание, под которым понимается обращение, и крещение Святым Духом. Как и другие протестанты, евангельские христиане в духе апостолов считают, что спасение человека может быть достигнуто только верой, признают в качестве единственного Богом данного авторитета Библию. Обрядность сходна с обрядностью в других пятидесятнических церквах, за исключением формулы крещения и некоторых других частных особенностей (так, у них не повторяется молитва «Отче наш», отсутствует совместная молитва во время богослужения на языках, в хлебопреломлении не обязательно должен использоваться пресный хлеб). Достоверных данных о численности евангельских христиан в духе апостолов у исследователей нет. Они предполагают, что она не превосходит 10 тыс. человек. Сейчас крупнейшая в России община евангельских христиан в духе апостолов продолжает существовать в Санкт-Петербурге (с 1972 г. её возглавляет Дмитрий Дмитриевич Шатров), есть также её общины в городах России и СНГ. В 1990 г. для осуществления широкой духовно-просветительской деятельности община пятидесятников-единственников открыла в Санкт-Петербурге миссию «Благая Весть» и Центр духовного возрождения «Русь».

 
PR-CY.ru