ЕВАНГЕЛИСТОВ СИМВОЛЫ

ЕВАНГЕЛИСТОВ СИМВОЛЫ – изображения четырёх таинственных апокалиптических животных, которые древняя иконографическая традиция усвоила евангелистам. Они встречаются у пророка Иезекииля (1:10) и в Откровении Иоанна Богослова (Откр. 4:7). Символы раскрывают различные стороны искупительного подвига и учения Спасителя в изложении евангелистов. По Откровению, первое животное было подобно льву, второе – тельцу, третье имело лицо как человек, а четвёртое было подобно летящему орлу. При евангелисте Матфее изображается ангел, как символ мессианского посланничества в мир Сына Божия, предречённого пророками. Евангелист Марк символизируется львом, в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа. Евангелиста Луку изображают с тельцом, подчёркивая жертвенное, искупительное служение Спасителя. Орёл при евангелисте Иоанне изображает высоту евангельского учения и сообщаемых в нём божественных тайн. Впервые эти символы появляются на мозаике в апсиде церкви св. Пуденцианы в Риме (начало V в.). где помещены наверху, в облаках, по сторонам креста. Со временем установился определённый порядок, в котором художники должны были помещать на своих произведениях символы евангелистов. Если они изображались в один ряд, то художники придерживались порядка Евангелий в каноне, т.е. ангел, лев, бык, орёл. Если же символы помещались в четырёх углах, например, на миниатюре, то в верхнем ряду, слева от зрителя, находился ангел, справа – орёл, как обитатели воздушных сфер, а в нижних углах – лев и бык.  В Средние века в четырёх апокалиптических животных видели символ самого Христа, объясняя его следующим образом: будучи от природы человеком (ангел), Христос умер как жертвенное животное (бык), затем восстал как лев и вознёсся на небеса подобно орлу. Символы евангелистов встречаются на мозаиках V и VI вв., также на монетах, нагрудных и процессионных крестах, на изделиях из слоновой кости и др. Изображения четырёх евангелистов и символизирующих их существ в традиционной композиции росписей православного храма обычно помещаются по четырём сторонам крестово-купольного свода, на так называемых «парусах», поддерживающих купол, внутри которого обычно изображают Господа Вседержителя. Также образы четырёх евангелистов с четырьмя «животными» Апокалипсиса по традиции находятся на Царских вратах вместе с образом Благовещения. В первые века христианства символами евангелистов служили также четыре райские реки. На смену им явились символы четырёх животных, окружающих престол Иеговы, по описанию пророка Иезекииля. Символы относит к евангелистам уже Ириней Лионский. Объяснение Иеронима: в Евангелии от Матфея родословие Иисуса Христа, в Евангелии Марка – голос льва, рыкающего в пустыне: глас вопиющего в пустыне; в Евангелии от Луки речь идёт о священнике Захарии, в Евангелии от Иоанна – о недосягаемой высоте Слова. С этим последним объяснением согласно и объяснение папы Римского Григория I Великого (Двоеслова), допускающего, впрочем, и возможность другого объяснения в приложении к Иисусу Христу, Который принял плоть (человек), принёс себя в жертву (телец), расторгнул узы смерти (лев) и вознёсся на небо (орел). У Иерусалимского патриарха Софрония лев – сила и начальство Иисуса Христа; телец – священническое служение Иисуса Христа; человек – явление во плоти; орёл – нисходящая сила Святого Духа. Иероним Стридонский предлагает распределение символов, принятое у нас в настоящее время. Нередко все четыре символа объединены в одну группу и составляют так называемый тетраморф. К этому тетраморфу древние относят слова литургии: «Поюще (орел), вопиюще (вол), взывающе (лев) и глаголюще (человек)».

 
PR-CY.ru