Словарь по христианству Е ЕВАНГЕЛИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ

ЕВАНГЕЛИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ

ЕВАНГЕЛИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ – влиятельное общественно-религиозное движение, основанное на либеральной традиции в американском протестантизме. Возникло в последней трети XIX в. Его идейным вдохновителем считается конгреционалистский служитель из Огайо Вашингтон Глэдден (1836–1918 гг.). В своих проповедях и журналистской деятельности он обращал внимание на взаимосвязь кризисных явлений в социальной жизни и расовых отношениях с упадком христианской морали. Отсюда следовала задача реформы общества, предполагавшая возрождение христианских идеалов. Как результат ожидалось радикальное изменение социальной ситуации. Это начинание было развито на рубеже XIX–XX вв. в трудах и проповедях других протестантских либералов, прежде всего, в концепции баптистского проповедника Уолтера Раушенбуша о преобразовании общества в Царство Божие на земле и «социальном спасении». Свои взгляды он обобщил в книге «Христианство и социальный кризис» (1907 г.), связав реформирование общества и устройства справедливой жизни на земле с пронизанностью людей библейской заповедью божественной любви. Не ограничиваясь традиционной для протестантизма идеей евангелизации, У. Раушенбуш выдвинул ряд инициатив по участию церковных представителей в разрешении трудовых и правовых споров. Его последователи старались активно вмешиваться в решение конфликтов между «трудом и капиталом», участвовать в арбитражных комиссиях и других формах социального регулирования. Организационной базой движения в США стали Братство за христианский социальный порядок, Братство примирения, Федеральный совет церквей Христа, Церковная лига за индустриальную демократию. Идеологию социального евангелизма разделяет Епископальная церковь в США (англиканская). В отношении международных дел движение всегда стояло на позициях пацифизма. Многие практические предложения социального евангелизма (религиозное братство работников и предпринимателей и т.п.) оказались нежизнеспособными. Критике протестантских неоортодоксов (Рейнгольд Нибур и др.) подверглись упования на «соучастие» человека и Бога в устройстве высокоморального общества. Тем не менее, идеи социального евангелизма сохраняют популярность. Они присутствуют в религиозной мотивации стремления к социальной справедливости и гармоничному общественному порядку. Из развитием можно считать концепцию христианской социальной ответственности, сформулированную в документах Международного конгресса по всемирной евангелизации (Лозанна, 1974 г.). Делегации более 150 стран подписали тогда Лозанское соглашение, в котором борьба за общественные права и против всякой формы враждебности, угнетения, дискриминации была объявлена необходимым выражением «доктрина о Боге и человеке… любви к ближнему и … послушание Христу». Ещё больше усилили этот акцент решения Второго Международного конгресса по всемирной евангелизации (Манила, 1989 г.), где участвовали представители 173 стран. В манифесте конгресса утверждалось, что «возвещение Божиего Царства… требует отречения от… угнетения, как личного, так и общественного», а долг христиан – «видимом образом демонстрировать любовь Божию всем лишённым справедливости». Источник: Энциклопедия религий. М., 2008 г.

 
PR-CY.ru