Словарь по христианству Е ЕФРЕМ

ЕФРЕМ

ЕФРЕМ (рубеж XI и XII вв.?) – епископ Суздальский (Ростовский), как полагают исследователи, одно лицо с Переяславским митрополитом Ефремом. О Суздальском епископе Ефреме писал в послании иноку Поликарпу (в составе Киево-Печерского патерика) в 1225–1226 гг. Владимиро-Суздальский епископ Симон, считавший Ефрема Суздальского и Ефрема Переяславского разными людьми. Симон ссылался на «летописец старый ростовский», где, как полагают следователи, читались какие-то известия о деятельности Ефрема в Ростово-Суздальской земле. По свидетельству Симона, Ефрем был пострижеником Киево-Печерского в честь Успения Пресвятой богородицы монастыря. Исследователи находят примечательным, что Симон именует Ефрема Суздальским епископом, притом что предшественников Ефрема святителей Леонтия и Исаию он называет Ростовскими епископами. О нахождении кафедры Ростовских епископов в Суздале, по крайней мере, к началу 1160 гг. определённо свидетельствует Ипатьевская летопись (под 1161 г.). Суздальская епархия упоминается в «Notitiae episcopatuum Ecclesiae Constantinopolitanae» как существовавшая в конце XII в. В отразившихся в русских летописях позднейших перечнях Ростовских архиереев (списки XV–XVI вв.) Ефрем назван между Исаией (ум. после августа 1089 г.) и епископом Нестором (поставлен раньше сентября 1148 г.). Исследователи предполагают, что Ефрем упоминается в летописных известиях, сообщающих о церковном строительстве в Суздале в 1090 гг. Так, «блаженымь епископомь Ефремом» совместно с князем Владимиром (Василием) Всеволодовичем Мономахом (князь Переяславский в 1094–1113 гг., великий князь Киевский в 1113–1125 гг.) была построена соборная суздальская церковь Пресвятой Богородицы (этому сообщению противостоят данные Киево-Печерского патерика о создании суздальского собора сыном Владимира Мономаха Ростово-Суздальским князем Юрием (Георгием) Владимировичем Долгоруким). В те же годы (до 1096 г.) архиерей по имени Ефрем даровал Киево-Печерскому монастырю подворье в Суздале с церковью великомученика Димитрия, которое снабдил земельными владениями. Впрочем, в исторической науке утвердилось мнение о том, что эти сообщения относятся к Ефрему Переяславскому, в юрисдикции которого с конца XI в. (очевидно, после смерти Ростовского епископа Исаии, вскоре после 1089 г.) состояла территория временно упразднённой Ростовской епископии. В соответствии с данной точкой зрения Ефрем признаётся одним лицом с Ефремом Переяславским. Исследователи полагают, что Ефрем был тем не названным по имени епископом, который в декабре 1096 г. – январе 1097 г. находился вместе с Черниговским князем Олегом (Михаилом) Святославичем в Муроме, куда князь отступил из сожжённого им Суздаля. Об этих событиях упоминает князь Владимир Мономах в письме Олегу, предлагая прислать «сол (посла) свои или (е)пископа» с миром. Год кончины Ефрема неизвестен. На иконах «Собор Ростовских чудотворцев» 1838 г. и конца XIX – начала XX вв. (находятся в церкви Толгской иконы Божьей Матери в Ростове) представлены некоторые местночтимые Ростовские святые, в числе которых – святитель с именем Ефрем. На более ранней иконе он, единственный из всех святителей, изображён с восьмиконечным крестом в деснице возле груди. По мнению исследователей, среди предстоящих Владимирской иконе Божьей Матери изображён не местночтимый архиепископ Ефрем (ум. в 1454 г.), а именно Ефрем, которого епископ Симон включил в список святителей – пострижеников Киево-Печерского монастыря, что «как святила светлые, освятили… всю Русскую землю святым крещением». Таким образом, крест в правой руке Ефрема выделяет его среди Ростовских чудотворцев как крестителя и просветителя Ростовской земли.

 
PR-CY.ru