Словарь по христианству Е ЕФРЕМ, Банянин

ЕФРЕМ, Банянин

ЕФРЕМ, Банянин (ум. в 1719 г.) – епископ Великоварадский и Эгерский Сербской православной церкви (СПЦ). Сведений о происхождении Ефрема и начале его церковного служения не сохранилось. Некоторые румынские историки высказывали мнение, что Ефрем, румын по происхождению, был назначен епископом для окормления соплеменников в империи Габсбургов, но позже эта версия была отвергнута. 28 июня 1694 г. Печский патриарх Арсений III (Черноевич) при реорганизации церковных институций СПЦ, оказавшихся после великого переселения сербов в монархии Габсбургов, предложил назначить Ефрема епископом Великоварадским и Эгерским, а 4 марта 1695 г. император Леопольд I утвердил его кандидатуру. Однако находившийся в Эрлау (Эгере) униатский епископ Мукачевский Иоанн Иосиф де Камиллис не позволил ему занять кафедру, и Ефрем остался викарным помощником при патриархе. Униаты продолжали препятствовать деятельности Ефрема: когда он прибыл в город Пакрац, чтобы освятить церковь и рукоположить священников, то по распоряжению униатского епископа Петрония был арестован и освобождён лишь после вмешательства патриарха Арсения. Не имея собственной кафедры и не желая быть викарием, Ефрем решил перейти в унию. В 1698 г. он принёс исповедание католической веры архиепископу Эстергомскому кардиналу Леопольду Колоничу, который позднее с императором Леопольдом I посетил его богослужение. 17 сентября того же года Военный совет Вены отдал приказ всем структурам власти оказывать содействие Ефрему, который обещал распространять католицизм среди сербов. 13 июля 1699 г. в Риме Ефрем лично передал папе Римскому Иннокентию XII пространное послание на латыни с подписью: «Efrem Banyanin, unitus episcopus Rascianorum», в котором после рассказа о своём пути к унии и влиянии, оказанном на него иезуитом Йованом Габеличем, просил назначить его на кафедру и выделить деньги. Ефрем стал викарным епископом при кардинале Леопольде. После возвращения Ефрем направил папе письмо с изложением истории переселения сербов в империю Габсбургов, охарактеризовал религиозность сербов как официальную и крайне поверхностную, высказался за необходимость распространения унии среди сербов и привлечения сербской молодёжи в иезуитские школы, попросил прислать церковную утварь для разорённых Австро-турецкой войной 1683–1699 гг. церкви в Пеште (современный Будапешт) и монастыря Ковин в честь Успения Пресвятой Богородицы, а также деньги, чтобы укрепить его положение среди негативно настроенной к нему сербской паствы. 11 августа 1699 г. все просьбы Ефрема были удовлетворены, Римская курия выделила ему 100 талеров и гарантировала поддержку Вены. Без постоянного дохода этих средств оказалось недостаточно, и во второй половине августа 1699 г. Ефрем послал папе повторную просьбу на итальянском языке о материальной помощи. Патриарх Арсений III осудил переход Ефрема в католичество и направил одного из епископов с миссией вернуть его в православие, которая окончилась неудачей. Сербская паства его также не приняла, и, вновь оставшись без кафедры и средств, он разочаровался в унии и покинул её, за что по распоряжению кардинала Леопольда Колонича был посажен в тюрьму в Пеште. В декабре 1701 г. он безрезультатно просил разрешения выехать в Вену для оправдания и возвращения в унию. В 1708 г., несмотря на то, что Ефрем уже был изгнан из епархии, власти не позволили Печской патриархии поставить епископом Великоварадским и Енопольским Никанора (Мелентиевича). После выхода из тюрьмы Ефрем был радушно принят Печским  патриархом Каллиником I, который назначил его экзархом. С 1712 г. Ефрем проживал в монастыре Нова-Павлица, там же был похоронен.

 
PR-CY.ru