ЕВЛОГИЙ - Страница 3

В 883 г. по инициативе короля Астурии Альфонса III Великого (866–910 гг.) мощи Евлогия и мученицы Леокритии были перенесены из Кордовы в Овьедо, где также предположительно разместили и большое количество принадлежавших ему рукописей. В кафедральном соборе Спасителя для мощей была устроена специальная крипта (ныне крипта св. Леокадии). В 1303 г. рака с мощами Евлогия была помещена в часовне св. Михаила (Камара Санта). В 1737 г. частица мощей святого была перенесена в Кордову. Сохранилось три сочинения Евлогия – «Памятная книга святых», «Мученическое свидетельство» («Documentum martyriale») и «Оправдание мучеников» («Liber Apologeticus Martyrum»). В Житии Евлогия также упоминается несохранившаяся работа по метрике латинского стиха. Главное произведение Евлогия – «Памятная книга святых», над которой он работал с 851 по 856 гг. Сочинение состоит из трёх книг, первая содержит теоретическое обоснование добровольного мученичества и доказательства необходимости защиты веры в условиях мусульманских гонений, во второй и третьей собраны сведения о Кордовских мучениках и о важных церковных событиях. «Мученическое свидетельство» было написано осенью 851 г., во время заключения Евлогия, и посвящено мученицам Флоре и Марии. Девушки, долгое время находившиеся в заключении, колебались и были готовы отказаться от своей веры. В написанной им книге Евлогий пытался поддержать Флору и Марию в их решении быть стойкими до конца. В «Оправдании мучеников» (857–858 гг.) рассказывается о страстях Кордовских мучеников Рудерика и Соломона. Сохранилось также несколько посланий Евлогия к св. Альвару, письмо Бальдеготоне, сестре мученицы Флоры, и Памплонскому епископу Вилиесинду. Рукописи сочинений Евлогия в Овьедо пролежали в безвестности несколько столетий и были обнаружены в середине XVI в. Хронист испанского короля Филиппа II Амбросио де Моралес опубликовал их. С начала XVII в. сведений о местонахождении рукописей нет, все последующие издатели сочинений Евлогия опирались на публикацию Моралеса, который единственный работал непосредственно с рукописями Евлогия. Интерес к личности Евлогия возник сразу же после издания его сочинений, которые отражают позицию Евлогия в вопросе о проблеме мученичества христиан в мусульманском Кордове. Существуют разные оценки участия святого в выступлениях мучеников. Испанские историки (Ф.Х. Симонет, И. де лас Кахигас, Х. Перес де Урбель, Б. Хименес Дуке) считают Евлогия вдохновителем выступлений христиан, оценивая их как один из этапов борьбы христиан с завоевателями-мусульманами. Англоязычные учёные (К.Б. Вольф, Н. Даниел) полагают, что Евлогий не принимал участия в этом движении, но лишь использовал его в личных целях и только описывал страдания кордовских христиан. Испанский исследователь Х.М. Саэс рассматривает деятельность Евлогия, скорее, как защиту погибших мученической смертью христиан от недоброжелателей, а не как подготовку их к принятию смерти за веру.



 
PR-CY.ru