ЕВГЕНИЙ

ЕВГЕНИЙ (ум. после 371 г.) – диакон Анкирской церкви. Автор послания (371 г.) к Афанасию I Великому, содержащего исповедание веры, а также обращение клира и мирян Антиохии, оставшихся верными своему епископу Маркеллу Анкирскому. Исследователи полагают, что Евгений был главой общины маркеллиан, притом что епископ Маркелл, изгнанный с кафедры в 350 г., был ещё жив (ум. около 374 г.), но находился в изгнании. Анкирскую кафедру после него занимали омиусианин Василий и Афанасий (первоначально от общины омиев, затем примкнул к неоникейской партии во главе с Василием Великим). Часть Анкирской церкви не признавала ни того, ни другого и оставалась верна епископу Маркеллу. Послание Евгения, как полагают исследователи, представляет собой ответ на изобличение учения епископа Маркелла Василием Великим. В этой ситуации маркеллиане решили заручиться поддержкой Афанасия Великого, бывшего друга Маркелла. В том же 371 г. Василий Великий направил Афанасию Великому письмо, в котором настоятельно просил его публично осудить ересь Маркелла, но Афанасий не откликнулся на этот призыв и благосклонно отнёсся к посланию Евгения, приняв анкирских маркеллиан в церковное общение. По структуре послание Евгения близко к другому, более позднему (уже по смерти Маркелла) письму маркеллиан, составленному неизвестным епископом в ссылке в Диокесарии (Киликия), но по содержанию эти документы существенно различаются. В письме маркеллиане оправдываются и стремятся доказать, что их незаслуженно считают еретиками, при этом признают наличие заблуждений в учении епископа Маркелла. В послании Евгений, напротив, обращается к Афанасию, имея рекомендательные письма от епископов Греции и Македонии, и вкратце излагает исповедание своей общины, анафематствует Ария и «тех, кто с ним единомысленны», а также Савеллия. Евгений подчёркивает неоспоримость Никейского Символа веры, полностью признаваемого сторонниками Маркелла. Далее кратко разбирает учение Савеллия и показывает, что не имеет с ним ничего общего. По мнению ряда исследователей, в исповедании Евгения ничто не противоречило учению епископа Маркелла или взглядам Афанасия Великого или тексту Никейского Символа веры. В своей триадологии Евгений умышленно игнорирует достижения каппадокийцев, в первую очередь, Василия Великого, по отношению к которому маркеллиане находились в оппозиции из-за его обличений епископа Маркелла.

 
PR-CY.ru