Словарь по христианству Е ЕЛИКОНИДА

ЕЛИКОНИДА

ЕЛИКОНИДА (ум. в 244 г.) – мученица Коринфская (Солунская; память 28 мая). Согласно греческому Мученичеству, жила во время консульства императоров Гордиана (238–244 гг.) и Филиппа Араба (244–249 гг.), которые издали эдикт о гонении на христиан. Когда в Коринф прибыл проконсул Периний, Еликонида открыто исповедала себя христианкой и обличила жителей города в идолопоклонстве. Её схватили и привели на суд. Восхищённый красотой Еликониды, Периний стал уговаривать её принести жертвы языческим богам и после её отказа приказал пытать святую: её били, резали ей ноги, затем бросили в кипящую смолу, но ангел Господень остудил котёл со смолой, и Еликонида осталась невредимой. Тогда мученице вырвали волосы и опалили голову и грудь огнём. После этого проконсул долгое время убеждал Еликониду отречься от Христа, и, когда она сделала вид, что согласилась, её привели в языческий храм. Оставшись одна, Еликонида сокрушила статуи богов. Разгневанный Периний заключил святую в темницу, где она пробыла пять дней. Новый проконсул Юстин приказал бросить Еликониду в печь. Пламя, вырвавшись из печи, устремилось на стоявших рядом язычников и сожгло около 70 мужчин, святая же не пострадала. Затем Еликониду положили на раскалённое медное ложе, однако кровь мученицы погасила огонь. В темнице, куда отвели Еликониду, ей явился Христос с архангелами Михаилом и Гавриилом. Они ободрили мученицу и дали ей хлеб, вкусив который она почувствовала себя здоровой. На следующий день святую отдали на растерзание двум львам, которые не тронули её, но бросились на народ и умертвили 120 человек. Тогда проконсул приказал обезглавить мученицу. По дороге к месту казни Еликонида услышала голос с неба, возвестивший об уготованном ей венце. После усекновения главы вместо крови из раны потекло молоко. Благочестивые христиане похоронили тело мученицы. В предисловии к Мученичеству Еликониды указаны авторы – Лукиан и Павел, очевидцы страданий святой, которые разослали сказание о ней жителям Асии, Фригии, Понта и Галатии. Начало Мученичества Еликониды, где говорится об издании Гордианом и Филиппом эдикта о гонении на христиан, по мнению исследователей, содержит ряд анахронизмов: Филипп пришёл к власти уже после смерти Гордиана; не сохранилось ни одного документа, подтверждающего издание подобного эдикта при этих императорах. Таким образом, исследователи считают этот фрагмент поздней вставкой либо датируют Мученичество не раньше IV в. Происхождение Еликониды в Мученичестве не указано. В Синаксаре Константинопольской церкви (конец X в.) и в Минологии императора Василия II (конец X – начало XI вв.) родиной Еликониды назван город Фессалоника, а в греческой печатной Минее и примечаниях к «Синаксаристу» Никодима Святогорца – город Виталия. По мнению болландистов, причиной несовпадения мог послужить греческий стишной синаксарь (XIV в., в котором вместо Фессалоники указана Фессалия, начальные буквы которой переписчик заменил. В византийских стишных синаксарях есть и другие расхождения: так, в синаксаре XI в. память Еликониды указывается под 27 мая; в синаксаре XIII в. имя святой передаётся как Селиконида. Кардинал Цезарь Бароний поместил в Римском Мартирологе (XVI в.) память Еликониды под 28 мая, имя святой – Елконида (Helconis), мученическая кончина датирована 243 г. По мнению болландистов, есть историческое обоснование того, что святая пострадала в 244 г., когда власть перешла от Гордиана к Филиппу. Эта дата была принята РПЦ.

 
PR-CY.ru