ЕВСТАФИЙ

ЕВСТАФИЙ – епископ Беритский (середина V в.). Занимал кафедру Берита (ныне Бейрут, Ливан), первоначально находившуюся в подчинении у Тирского епископа. После 449 г. на Соборе в Константинополе с согласия архиепископов Анатолия Константинопольского и Максима Антиохийского Евстафий добился для своей кафедры статуса митрополии в связи с разделением императором Феодосием II провинции Финикия Приморская на две административные единицы с центрами в Тире и Берите. В результате к Беритской митрополии присоединили ещё шесть городов. Это решение не было признано Тирским епископом Фотием, продолжавшим рукополагать в эти города епископов, которых Евстафий, в свою очередь, вновь низводил на степень пресвитеров. Четвёртый Вселенский собор (451 г.), разбиравший этот вопрос, вернул города в юрисдикцию епископа Фотия, но сохранил за Беритом статус автокефальной митрополии. В ходе христологических споров Евстафий защищал учение Кирилла Александрийского о «единой природе Бога Слова воплощённой». Выступая против Нестория, принял определения третьего Вселенского собора (431 г.), а с 435 по 447 гг. был противником Эдесского епископа Ивы, осуждение которого как несторианина поддержал в 448 г. Участвуя в «разбойничьем» Соборе в Эфесе (449 г.) на стороне архимандрита Евтихия, Евстафий поддержал и низложение Флавина Константинопольского, за что папа Римский Лев I Великий исключил его имя из диптихов. На четвёртом Вселенском Соборе Евстафий занял примирительную позицию, отвергнув выражение «одна природа» и отозвав осуждение Флавиана. Несмотря на это, представители императора сочли Евстафия и ряд других архиереев виновными и предложили их низложить, однако все они, за исключением Диоскора, выразили согласие с Томосом папы Льва и были приняты Собором. Из сочинений Евстафия сохранился фрагмент трактата против монофизитского Александрийского патриарха Тимофея II Элура (457–460 гг.). Этот факт опровергает свидетельство сиро-яковитского патриарха Михаила Сирийца (XII в.), который сообщает, что Евстафий с честью принял в Берите сосланного патриарха Тимофея. Евагрий Схоластик (VI в.) цитирует в «Церковной истории» отрывок из несохранившегося послания Евстафия к некоему «епископу Иоанну и другому пресвитеру Иоанну», где, как полагают исследователи, содержалось описание Халкидонского собора. Евстафий также является адресатом одного из посланий Кирского епископа Феодорита.

 
PR-CY.ru