ЕВТИХИЙ

ЕВТИХИЙ – ученик апостола Иоанна Богослова (память 24 августа; память в Византийской церкви 30 мая). Первое упоминание о Евтихии встречается в одной из версий апокрифических «Деяний Иоанна» (III–IV вв.). Апостол Иоанн, пребывая в Эфесе, во время евхаристического собрания, незадолго до своей кончины, поставил Евтихия, который также назван здесь вторым именем Уир (в другом списке – Вир), «служителем» и «пастырем стада Христова», т.е. предстоятелем эфесской общины. Апостол предсказал Евтихию мученическую кончину. Далее кратко рассказывается об участии Евтихия в погребении апостола Иоанна. Синаксарь Константинопольской церкви (конец X в.) под 30 мая содержит краткое сказание, согласно которому Евтихий, исполненный благодати Божьей, пришёл к апостолу Иоанну Богослову и крестился от него. Смело проповедуя, сокрушал языческие храмы и идолов. Долгое время Евтихий томился в темнице и получал там небесный хлеб. Претерпел много пыток от язычников: его бросили в пламя, затем отдали на съедение зверям, которые не тронули святого, а один из них на удивление всем заговорил человеческим голосом. Направляемый и укрепляемый ангелом Божьим, Евтихий вернулся на родину в Севастию и, достигнув старости, скончался. Сказание Минология императора Василия II (конец X – начало XI вв.), помещённое под 24 августа, отличается от синаксарного некоторыми деталями: Евтихий был родом из Севастополя (в северной части Малой Азии), последовал за апостолом Иоанном Богословом, обращал ко Христу язычников и крестил их. После смерти учителя пришёл к апостолу Павлу, вместе с которым терпел тюремные оковы, бичевания и различные пытки. Когда Евтихий был брошен в печь, внезапно хлынувший дождь потушил пламя. Затем он удалился в Эфес и управлял паствой апостола Иоанна. В конце жизни Евтихий вернулся на родину и мирно почил. В испанском Мартирологе Х. Тамайо де Саласара под 24 августа указана память Евтиха, юноши из Троады, воскрешённого апостолом Павлом (Деян. 20:9–12). По мнению болландистов, отождествление Евтихия с Евтихом является неверным, учитывая большое расстояние между Троадой и Севастией, юный возраст Евтиха, а также широкую распространённость этого имени. В византийских стишных синаксарях Евтихию приписывается кончина от меча. Некоторые исследователи полагают, что наименование Евтихия мучеником или даже священномучеником, несмотря на указание в Житии о его мирной кончине, возникло из-за частичного или полного отождествления этого Евтихия с Мелитинским епископом Евтихием, память которого отмечена под 28 мая, а сказание о Евтихии помещено в некоторых греческих и славянских прологах под 30 мая. По мнению исследователей, причиной этого смешения мог послужить также текст канона Евтихию Мелитинскому, где в первой и шестой песнях говорится, что он был учеником апостолов и проповедовал вместе с ними. Евтихий причисляется к меньшим апостолам, однако в апостольских списках Псевдо-Ипполита, Псевдо-Епифания (VI–VII вв.) и Псевдо-Дорофея (VIII–IX вв.) он не упомянут. В Римском Мартирологе Евтихий назван святым.

 
PR-CY.ru