Словарь по христианству Е ЕВТИХИЙ, Евтих

ЕВТИХИЙ, Евтих

ЕВТИХИЙ, Евтих (ум в I в.) – епископ Мелитинский, священномученик (память 28 мая). Память Евтихия без Жития указана в Синаксаре Константинопольской церкви конца X в., где он назван преподобным и исповедником. По сведениям Леонтопольского митрополита Софрония (Евстратиадиса), в рукописях содержится краткое сообщение о мученической кончине Евтихия, которого подвергли жестоким пыткам после того, как он добровольно предстал перед правителями, исповедал Иисуса Христа Истинным Богом и обличил заблуждения идолопоклонников. Затем его утопили в море. Память Евтихия с уточнением занимаемой им кафедры (епископ Мелитинский) содержится в византийских стишных синаксарях (XI в.) под 27 мая и XIII в. под 28 мая, а также в «Синаксаристе» Никодима Святогорца и в современных греческих Минеях. Время смерти Евтихия исследователям неизвестно, однако в латинском Мартирологе П. Галезини (1578 г.) указано, что он был обезглавлен при римском императоре Гордиане III (238–244 гг.). По мнению архиепископа Сергия (Спасского), такая датировка могла возникнуть из-за смешения обстоятельств мученичества Евтихия и мученицы Еликониды (память 28 мая). Кроме того, поскольку в каноне в честь Евтихия говорится, что он был наставлен апостолами Христовыми и проповедовал слово спасения (второй тропарь первой песни; второй тропарь шестой песни канона), возможно отождествление этого Евтихия с учеником апостола Иоанна Богослова Евтихием (память 24 августа), память которого в некоторых греческих и славянских прологах указана под 30 мая. В каноне, составленном гимнографом Иосифом в IX в., говорится о поклонении мощам Евтихия, находившимся в то время в Константинополе (третий тропарь девятой песни). В Типиконе Великой церкви IX–XI вв. память Евтихия не содержится. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем древнейшую сохранившуюся редакцию Студийского устава, память Евтихия отсутствует, но в рукописных славянских Минеях студийской эпохи под 28 мая указывается память Евтихия и содержатся посвящённые ему канон, цикл стихир и седален. Евергетидский Типикон второй половины XI в., представляющий малоазийскую редакцию Студийского устава, под 28 мая содержит память Евтихия с указанием на канон четвёртого гласа, составленный гимнографом Иосифом, цикл стихир и седален. Мессинский Типикон 1131 г., который является афоно-итальянской редакцией Студийского устава, упоминает только имя Евтихия без богослужебных указаний. Согласно ранним редакциям Иерусалимского устава, в день памяти Евтихия полагается совершать службу с Аллилуия». В первопечатных греческих и русских Типиконах разных изданий Евтихий под 28 мая не упоминается. Память Евтихия отсутствует и в современных русских богослужебных книгах, но содержится в печатной греческой Минее. Согласно современной греческой Минее, последование Евтихия содержит канон четвёртого гласа, составленный гимнографом Иосифом (вероятно, именно этот канон подразумевается в указаниях Евергетидского Типикона), с акростихом: «Твои восхваляю, мучениче, вдохновенные деяния», ирмос, начало: «С божественными силами сопребывая, Евтихие» (этот же канон содержится в рукописной славянской Минее); цикл стихир-подобнов; седален.

 
PR-CY.ru