Словарь по христианству Е ЕВСТАФИЙ

ЕВСТАФИЙ

ЕВСТАФИЙ – патриарх Антиохийский (845 – между 861 и 869 гг.). Основные сведения о Евстафии содержатся в «Хронике» яковитского патриарха Антиохии Михаила Сирийца (XII в.), где повествуется о расколе в Антиохийской православной церкви вскоре после смерти патриарха Иова (844 или 845 г.). Сторонники умершего патриарха попытались возвести на престол некоего дьякона, его друга, а враждебная партия избрала преемником Евстафия, приближённого митрополита Василия Тирского. Хотя кандидатура Евстафия получила поддержку арабского градоначальника Антиохии, бывшего родом из Тира, ряд епископов, собравшихся в Халебе (Алеппо), возвели на патриаршество Николая, митрополита Дамасского. При попытке утвердиться в Антиохии и занять соборную церковь Николай и его сторонники столкнулись с сопротивлением значительной части православных и были изгнаны из города. Через два месяца им удалось склонить на свою сторону эмира Сирии Абу Саида, который приказал правителю Антиохии впустить Николая и утвердить его в качестве патриарха для тех, кто его признавали. Патриарх Николай занял кафедру с помощью военной силы, в связи с чем в Антиохии произошли массовые беспорядки, и часть церковного имущества была расхищена воинами эмира. Однако Евстафию также удалось добиться поддержки мусульманских властей, которые, возможно, сочли выгодным для себя признать обоих претендентов на патриаршество. Евстафий был введён своими сторонниками в Антиохию и, хотя не был священником, был поставлен патриархом низложенным епископом Каллиника (Ракки) и неким епископом, не принадлежавшим к Антиохийской церкви. Правитель Антиохии, подкупленный сторонниками Евстафия, приказал патриарху Николаю отдать Евстафию патриаршее кресло – атрибут власти. Патриархи поделили между собой храмы: один совершал богослужение в церкви Богородицы, другой – в церкви Кассиана. Раскол, как полагают исследователи, замедлил восстановление взаимоотношений между Антиохийской и Константинопольской церквами после падения иконоборчества и Торжества Православия в Византии (843 г.). Так, соборное послание Константинопольского патриарха Фотия, составленное весной 859 или 860 г., было адресовано только патриархам Александрии и Иерусалима и «эконому и синкеллу» Антиохийской церкви. На основании этого Венанс Грюмель сделал вывод, что патриарх Фотий избегал высказывать своё отношение к схизме между Евстафием и Николаем в Антиохии. Между 861 и 866 гг. Фотий отправил письмо (не сохранилось) митрополиту Фоме Тирскому, в котором спрашивал, признают ли в Антиохии Фотия патриархом Константинополя, на что получил отрицательный ответ. Вскоре, узнав, что его признал Евстафий, Фотий написал ему послание с признанием его патриаршества и приглашением приехать в Константинополь. Сведения о дальнейшей судьбе Евстафия отсутствуют.

 
PR-CY.ru