ЕМИЛИЯ

ЕМИЛИЯ, Эмилия, Эммелия (IV в.) – святая Кесарийская (Каппадокийская) (память 1 января). Емилия родилась в Кесарии между 305 и 315 гг. в богатой семье, которой принадлежали обширные земельные владения в ряде провинций Малой Азии. В юности отличалась редкой красотой, но, будучи глубоко верующей, готовила себя к безбрачию. Рано осиротев – отец Емилии принял мученическую смерть при императоре Лицинии (308–324 гг.) – она во избежание возможного оскорбления или похищения вышла замуж за адвоката Василия (Василия Старшего, впоследствии иерей), который был известен как образованный и благочестивый человек. Григорий Богослов пишет, что их супружество состояло не столько в плотском союзе, сколько в обоюдном стремлении к добродетели, выраженном в заботе о нищих, в странноприимстве, в очищении души посредством воздержания; часть своего имущества они посвятили Богу. Вместе с тем Емилия «одна в человеческом роде была и благочадна и многочадна»: у нее было девять или десять детей. Её почитают как мать, взрастившую трёх святителей – Василия Великого, епископа Кесарии Каппадокийской, Григория, епископа Нисского, Петра, епископа Севастийского, – преподобную Макрину Младшую и блаженную Феосевию (Феозву). Святители Василий и Григорий прославились как великие богословы и отцы церкви, святитель Пётр, не имевший такого основательного светского образования, как его братья, при помощи сестры Макрины получил хорошее религиозное воспитание и преуспел в добродетели не меньше братьев Василия и Григория. Преподобная Макрина явила образец женского монашества, блаженная Феосевия стала диакониссой и помощницей святителя Григория. Сын Навкратий в 22 года оставил светскую карьеру, удалился в пустыню и пять лет жил в уединении; другой сын, Никифор, умер в раннем возрасте. Имена остальных детей Емилии неизвестны. Исследователи предполагают, что некоторые из них впоследствии приняли монашество. По словам Василия Великого, он приобрёл верное понятие о Боге от блаженной матери своей и бабки Макрины (Макрины Старшей), которые воспитывали детей в духе христианского благочестия и добродетели. Особое влияние на семью оказало аскетическое учение Евстафия Севастийского. После смерти отца старшая дочь Макрина помогала Емилии вести домашнее хозяйство; когда дети выросли, она убедила мать обратиться к монашескому образу жизни. Вместе они удалились в имение Анниса на берегу реки Ирис, в окрестностях города Ивора (современная Северная Турция), и основали там обитель, куда последовали многие отпущенные ими рабы. Дожив до преклонных лет, Емилия умерла, окружённая заботой дочери Макрины и сына Петра. Она была похоронена в церкви Сорока мучеников Севастийских в саркофаге своего мужа. Григорий Нисский описывает новый саван, которым были покрыты тела Емилии и Василия Старшего при захоронении Макрины в тот же саркофаг. Относительно даты смерти Емилии среди учёных нет единого мнения: болландисты считают, что она скончалась примерно на 74-м году жизни в 372 г.; французские исследователи относят время кончины святой к 373 г.; архиепископ Филарет (Гумилёвский) полагает, что она умерла 8 мая 375 г. В 1998 г. Элладская православная церковь постановила праздновать во второе воскресенье января память семьи Василия Великого: его родителей Василия и Емилии, братьев и сестёр. В Римском Мартирологе память Емилии отмечена под 30 мая.

 
PR-CY.ru