ЕПИФАНИЙ

ЕПИФАНИЙ (438/439 – 496 гг.) – восьмой епископ города Тицин (Папия, ныне Павия, Италия), святитель (память в Западной церкви 22 января). Основные сведения о нём содержатся в сочинениях второго преемника Епифания на кафедре, Эннодия. Ему принадлежат похвальная поэма в честь Епифания, составленная к 30-й годовщине своего епископского служения, и прозаическое Житие Епифания (начало VI в.). Эннодий стал клириком в 493 г. и знал Епифания только в последние годы его жизни, в остальном он опирался на сведения, полученные от других лиц. Хронологических указаний в произведении почти нет, даты многих событий в жизни Епифания вычисляются исследователями только по намёкам Эннодия. Епифаний родился в Тицине в семье Мавра и Фокарии. В возрасте восьми лет епископ Криспин I принял его чтецом в состав клира. В 18 лет Епифаний стал субдиаконом, а в 20 лет – диаконом. Тогда же Криспин I рекомендовал его в качестве своего преемника некоему Рустицию, знатному человеку («сиятельному мужу») из Медиолана (ныне Милан). После смерти епископа Епифаний был рукоположён в Медиолане. Между 467 и 472 гг. его отправили послом военачальника Рицимера к императору Прокопию Антемию в Риме. В 474 г. Епифаний находился в Толозе (ныне Тулуза) и от имени римского императора Юлия Непота (474–475 гг.) вёл переговоры с вестготским королём Эрихом (466–484 гг.). Согласно Эннодию, это посольство состоялось в восьмой год пребывания Епифания на кафедре, что даёт исследователям основание отнести начало епископского служения Епифания к 466 г. При нём в Тицине велись работы по восстановлению города, разрушенного в 476 г., во время распри между королём Италии Одоакром и римским патрицием Орестом, отцом последнего римского императора Ромула Августула и фактическим правителем при нём. В 480 гг. Тицин был снова разорён во время нападения ругиев. В 493/494 г. в Равенне вместе с Медиоланским епископом Лаврентием Епифаний просил остготского короля Теодориха Великого (493–526 гг.) прекратить притеснения римского населения. Позже Епифаний вместе с Тавринским (Туринским) епископом Виктором отправился в дипломатическую поездку ко двору короля бургундов Гундобальда (480–516 гг.). Ему удалось добиться освобождения 6 тыс. пленных, захваченных Гундобальдом в Италии во время кампании против Одоакра (490 г.). Целью поездки также было доставить Лугдунскому (Лионскому) архиепископу Рустику послание папы Римского Геласия I, датированное 25 января 494 г. В 496 г. Епифаний ездил в Равенну к королю Теодориху, чтобы добиться новых гарантий безопасности для жителей Тицина. На обратном пути заболел и вскоре после возвращения в Тицин скончался на 59-м году жизни. К концу X в. относится два анонимных сочинения, посвящённые Епифанию (автор, как полагают исследователи, – некий клирик из Хильдесхайма, Германия). В основе «Сказания о последних днях Епифания» («Narratio de ultimis diebus Epiphanii») лежит Житие, составленное Эннодием, однако автор уточняет, что Епифаний скончался 22 января в возрасте 58 лет после 32 лет епископского служения. Таким образом, рождение Епифания исследователи относят к 438 г., поставление в чтецы – к 446 г., в субдиаконы – к 456 г., в диаконы – к 458 г., а епископское рукоположение – к 464 г. Второе сочинение того же автора – сказание о перенесении мощей Епифания в Хильдесхайм, которое состоялось в 962–963 гг., при Хильдесхаймском епископе Отвине (954–984 гг.), во время итальянской экспедиции германского императора Оттона I (936–973 гг.). В настоящее время мощи святителя покоятся в позолоченной серебряной раке (первая половина XII в.) под главным алтарём кафедрального собора в Хильдесхайме. В двух памятниках павийского происхождения – «Краткой хронике о святых епископах Тицинской Церкви» (XIII в.) и зависимой от неё «Похвале Папии» (XIV в.) – указано первоначальное место погребения Епифания – церковь во имя св. Викентия в Папии, где были похоронены также его сестра Гонората и св. девы Луминоза, Специоза и Либерата.

 
PR-CY.ru