ЕПИФАНИЙ МОНАХ

ЕПИФАНИЙ МОНАХ (первая половина – середина IX в.) – пресвитер, византийский писатель-агиограф. Сведения о нём сохранились только в написанных им Житиях Богородицы и апостола Андрея Первозванного. Судя по тому, что в заголовке Жития Пресвятой Богородицы автор назван монахом, а в заголовке Жития апостола Андрея – пресвитером, исследователи считают, что второе написано позже. И. Дрезеке убедительно опроверг отождествление Василия Григорьевича Васильевским Епифания Монаха с автором «Описания Святого Града». Время жизни Епифания Монаха впервые установил Франтишек Дворник, а детали его биографии – Г. Каль и Андрей Юрьевич Виноградов. Дата его рождения исследователям неизвестна, однако об императоре Константине V Копрониме (741–775) Епифаний Монах вспоминал как о правившем в давно прошедшем времени. Он был монахом константинопольского монастыря. Cогласно заголовку Жития Пресвятой Богородицы (рукопись XIV–XV вв.), это был монастырь Каллистрата. Епифаний Монах был последовательным иконопочитателем, и в Житии апостола Андрея Первозванного он дважды цитирует письма Феодора Студита. В 815 г., после начала второго периода иконоборчества, Епифаний Монах покинул Константинополь и совершил путешествие по южному, восточному и северному берегам Чёрного моря, встречался с единомышленниками в Никомидии, Синопе и на Боспоре, посетил Сванети и Аланию, жил в Херсонесе Таврическом. После смерти императора Льва V Армянина в 820 г. вернулся на Олимп Вифинский, который впоследствии покинул. Некоторое время провёл в Никее, посещал Патры. Епифаний Монах занимался агиографическими разысканиями, в сочинениях цитировал большие фрагменты из источников. Однако критически относился только к апокрифам, сведения других источников, зачастую противоречивые, пытался совместить. Его важной заслугой исследователи считают обращение не только к письменным источникам, но и к преданиям. Житие Пресвятой Богородицы, которым пользовались Иоанн Дамаскин и Георгий Монах, написано Епифанием Монахом на основе ранневизантийского «Слова о родстве Пресвятой Богородицы» (от него сохранилось только начало, XI в.). Текст Епифания Монаха является ценнейшим источником для реконструкции ранних преданий о жизни Пресвятой Богородицы. Житие, составленное им, стало самым популярным Житием Пресвятой Богородицы в Византии (сохранилось больше сотни списков). Житие апостола Андрея Первозванного, составленное по тому же принципу переработки древних источников, в том числе и апокрифов, относится к жанру апостольского Жития. Епифаний Монах использует только последнюю, патрскую часть древних «Деяний Андрея» (II в.), которую он знал, как полагают исследователи, ещё в оригинальном виде; маршрут путешествий апостола Андрея выстраивает заново по образцу канонических Деяний св. апостолов (три путешествия) и на основе своей поездки по берегам Чёрного моря. Епифаний Монах соединяет литературные свидетельства («Список апостолов» Псевдо-Епифания, Псевдо-Климентины, Житие Панкратия Тавроменийского и другие) с местными преданиями и представляет Андрея Первозванного апостолом Малой Азии и Черноморского побережья. Первоначально Житие было написано как продолжение апокрифических «Деяний Андрея и Матфия», но Епифаний Монах составил вторую редакцию Жития апостола Андрея Первозванного, добавив начало и исключив многие подробности своего путешествия. Это Житие оказало большее влияние на формирование образа Андрея Первозванного как апостола Византии и легло в основу всех появившихся впоследствии текстов о нём Никиты Давида Пафлагона, Симеона Метафраста и др.

 
PR-CY.ru