Словарь по христианству Е ЕНОС

ЕНОС

ЕНОС – ветхозаветный праотец (память в Неделю св. праотцев и в Неделю св. отцов). Сын Сифа и отец Каинана. Енос жил 905 лет (Быт. 5:11, Mесопотамский Tалмуд и Септуагинта (LXX), обычно сообщающие разный возраст патриархов, относительно Еноса приводят одинаковые цифры). Древнееврейское имя Eнос (как и имя Адам) имеет в Ветхом Завете нарицательное значение – «человек»; соответственно эти слова являются синонимами, но в Ветхом Завете слово «Енос» встречается реже (42 раза), чем «Адам»,  и преимущественно в поэтических и пророческих текстах. Этот термин, происходящий от еврейского глагола, обозначающего «лишаться силы, слабеть» (cм.: Иов. 4:17), часто обозначает человеческую слабость, смертность и удалённость от Бога (см. Пс. 33:12, 26; 103:15). Праведное поколение Еноса противопоставляется греховному поколению Каина, описанному в предшествующих стихах. В книге Бытие после рассказа о Еносе повторяется родословие людей от Адама (Быт. 5:1 и сл.) и, таким образом, возобновляется линия от допотопного человечества, которая была прервана убийством Авеля и продолжилась благодаря рождению отца Еноса – Сифа. Поэтому многие исследователи рассматривают образ Еноса, связанного с появлением нового поколения людей, в качестве параллели «новому Адаму». В книге Бытие особенно отмечается рождение Еноса, т.к. именно в его время люди «начали призывать имя Господа» (Быт. 4:26). Исследователи считают этот стих сложным для истолкования, поскольку известно, что имя Господне было открыто древним евреям только во времена Моисея (Исх. 3:13–15; Исх. 6:3–4). Однако в Быт. 4:1 логическое ударение поставлено не на откровении Божественного имени, а, скорее, на начале Его призывания во времена Еноса. Выражение «призывать имя Господне» встречается также в Быт. 12:8; 13:4; 21:33; 26625 и всякий раз таким образом отмечается начало богослужения, в том числе совершение молитв и жертвоприношений. Поэтому, по мнению большинства исследователей, слова из Быт. 4:26 указывают на установление регулярного богослужения во времена Еноса. В святоотеческой экзегезе Енос именуется праведником, ставшим свидетелем появления надежды на Бога у первого поколения людей, и пророком, на которого сошёл Святой Дух. Имя, данное Еносу при рождении, по мнению Иоанна Златоуста, должно было являться своего рода знамением, обучающим людей добродетели. Енос был родоначальником праведных сынов Божьих, противопоставленных родившимся от Каина «сынам человеческим». В отличие от земного града, населённого этими людьми, Еносу и его сродникам уготован град Божий – духовное общество людей, символизирующее ещё не воплощённое единство всего человеческого рода. В отличие от церковной традиции в раввинистической литературе поколение Еноса именуется «советом нечестивых» (Пс. 1:1), а с Еносом связывается возникновение у людей практики гаданий, магии и идолослужения. Через Еноса люди попали под власть нечистых духов, а землю поразили различные природные катаклизмы (исследователи полагают, что в основе подобных интерпретаций лежало неверное прочтение глагола, который в Быт. 4:26 употреблён в глагольной породе «хофаль» и означает «начинать», тогда как его основное значение в других породах – «хулить, осквернять»).

 
PR-CY.ru