Словарь по христианству Е ЕННОМОВА ДОЛИНА

ЕННОМОВА ДОЛИНА

ЕННОМОВА ДОЛИНА – глубокое ущелье к юго-западу от Иерусалима, служившее границей между наделами колен Иуды и Вениамина (Нав. 15:8; 18:16). Название Енномова долина происходит, как полагают исследователи, от имени семьи, владевшей землёй в долине. Идентифицируется с современной Вади-эр-Рабаби – долиной, идущей с севера на юг вдоль западных стен Старого города, а затем у подножия горы Сион резко поворачивающей на восток к Кедронскому потоку. В Ветхом Завете неоднократно упоминаются капища и высоты хананейским божествам Ваалу и Молоху, устроенные вероотступниками в Енномовой долине (4 Цар. 23:10; 2 Пар. 28:3; 33:6; Иер. 32:35), что легло в основу её символического понимания в Новом Завете как геенны. В Енномову долину из города вели Угольные ворота, расположенные в северо-западном углу стен, ворота Долины – в юго-западном углу, а также ворота Черепков (или Навозные) – там, где долина впадает в поток (4 Цар. 14:13; Неем. 2:13; Иер. 19:2). Во времена восстановления Иудейского царства Енномова долина служила северным пределом для поселений изгнанников, вернувшихся из Вавилонского плена и расположившихся «от Вирсавии и до долины Енномовой» (Неем. 11:30). Пророк Неемия спускался в лощину Енномовой долины ночью, чтобы осмотреть «стены Иерусалима разрушенные и его ворота, сожжённые огнём» (Неем. 2:13–15). В южной, наиболее узкой части долины расположена Акелдама – «земля горшечника», купленная первосвященниками за 30 серебреников у Иуды Искариота для погребения странников (Мф. 27:7–10). Археологические исследования южной части Енномовой долины показали, что ещё во времена Иудейского царства она служила одним из главных некрополей города. Множество гробниц было высечено в скалистых склонах в I в. н.э. Большая часть захоронений была разграблена ещё в древности, однако обнаруженный в 1989 г. монументальный погребальный комплекс предоставил исследователям богатейший археологический и исторический материал. Сложная система искусственно вырубленных в камне пещер содержала неразграбленные иудейские захоронения I в. н.э. Учёные обнаружили несколько десятков декорированных каменных оссуариев (костниц) с человеческими останками, керамические и стеклянные сосуды, монеты и ювелирные изделия. Согласно надписям на оссуариях, гробницы предназначались для иудеев, прибывших в город издалека, из ливанских и малоазийских городов. Впоследствии иудейские гробницы использовались также для захоронения солдат римского гарнизона. О римских захоронениях свидетельствуют керамические сосуды с кремированными человеческими останками, нумизматический материал. В ранневизантийскую эпоху многие погребальные пещеры в Енномовой долине были заселены христианскими отшельниками. Ряд древних гробниц в V–VII вв. вновь использовался для захоронений. В Енномовой долине хоронили и духовенство, служившее в церкви Святого Сиона, построенной при императоре Юстиниане I Великом (527–565 гг.). В 1143 г. земли в Енномовой долине были пожалованы ордену госпитальеров, основавшему там кладбище для погребения странников. В последующие века на скалистых склонах Енномовой долины возникли караимское, армейское и иудейское кладбища. В настоящее время Енномова долина остаётся незастроенной и незаселённой. На южном склоне ущелья расположены греческий православный женский монастырь Онуфрия Великого и так называемая Пещера апостолов, где, по преданию, отдыхали ученики Спасителя. В северной, наиболее широкой части долины в Средние века был устроен обширный пруд для хранения воды, названный «Султанов пруд» в честь отремонтировавшего его в XVI в. турецкого султана Сулеймана.

 
PR-CY.ru