Словарь по христианству Е ЕВГЕНИЙ I

ЕВГЕНИЙ I

ЕВГЕНИЙ I (I в.) – епископ города Толет (ныне Толедо, Испания), святитель (память в Западной церкви 15 ноября). Житие Евгения I было составлено, как полагают исследователи, во второй половине IX в. в монастыре Сен-Дени (близ Парижа) под влиянием Жития священномученика Дионисия Ареопагита, написанного в 830 гг. аббатом Сен-Дени Гилдуином, где содержатся легендарные сведения, основанные на домыслах агиографов. Согласно Житию, Евгений I был в числе спутников Дионисия Ареопагита, посланного Римским епископом Климентом I для проповеди христианства в Галлию. В Арелате (ныне Арль, Франция) Дионисий рукоположил Евгения I во епископа и направил в Испанию. Центром миссионерской деятельности Евгения I стал город Толет. Он обратил ко Христу многих язычников и создал в городе христианскую общину. Желая повидать своего духовного наставника, направился в Галлию, однако достиг Паризиев (ныне Париж) уже после мученической кончины Дионисия. О прибытии в город христианского епископа узнал правитель Фесцений Сисиний, по приказу которого был казнён Дионисий Ареопагит. Правитель приказал схватить Евгения I и приговорил его к смертной казни. Евгений I был утоплен в пруду в местности Диогиль (ныне Дёй-ла-Бар, близ Парижа). Его тело пролежало на дне пруда нетленным около 300 лет. В V в. владелец соседней виллы Эркольд решил осушить пруд. Ему явился Дионисий Ареопагит и сообщил, что на дне пруда покоится тело Евгения I. Его мощи были подняты и погребены рядом с прудом, впоследствии над могилой была выстроена часовня, принадлежавшая монастырю Сен-Дени. В IX в. во избежание осквернения святыни норманнами мощи Евгения I отправили в это аббатство. Около 919 г. бывший монах Сен-Дени Герхард, аббат монастыря Бронь, перенёс часть мощей из Сен-Дени в свой монастырь. Герхарду было известно Житие Евгения I, которое он показал епископу Льежскому. Так началось почитание Евгения I в Льежском епископстве. В 1148 г. Толедский архиепископ Раймунд принял участие в Соборах в Париже и Реймсе. Прибыв в Париж, архиепископ узнал о почитании Евгения I, основателя Толедской кафедры, и увидел в крипте базилики св. Дионисия раку с мощами и соответствующей надписью. Монахи Сен-Дени предоставили архиепископу Житие Евгения I. Через некоторое время король Леона и Кастилии Альфонс VII (1126–1157 гг.), вероятно, по инициативе архиепископа Раймунда, попросил короля Франции Людовика VII передать часть мощей Евгения I для кафедрального собора в Толедо. Монахи Сен-Дени отдали испанцам руку святого, которая была торжественно перенесена в Толедо 12 февраля 1156 г. Начало почитания Евгения I в Испании привело к ревизии списка Толедских архиепископов. Французский король Карл IX (1560–1574 гг.) подарил испанскому королю Филиппу II хранившиеся в Сен-Дени мощи Евгения I, за исключением руки, которая осталась в монастыре. Филипп II с благоговением принял святыню и хранил её до передачи кафедральному собору в Толедо 18 ноября 1565 г. В настоящее время мощи Евгения I находятся в ризнице собора в серебряной раке, изготовленной в 1569 г. Имя Евгения I отсутствует в древних латинских Мартирологах и календарях. Вандальберт Прюмский и Узуард упоминают под 15 ноября мученика Евгения в Паризиях, не называя его епископом города Толет. По мнению исследователей, основой для предания о Евгении I как о первом епископе Толедском послужил гимн в честь св. Дионисия Ареопагита, использованный Гилдуином при написании Жития святого. Гимн приписывался некоему Евгению Толетскому. Составитель Жития Евгения I отождествил автора гимна с мучеником, чьи мощи хранились в местности Диогиль. В Испании почитание Евгения I нередко смешивалось с почитанием Толетского архиепископа Евгения III (ум. в 657 г.).

 
PR-CY.ru