ЕМИЛИАН

ЕМИЛИАН (VI в.?) – преподобный Италийский (память 7 марта). Согласно сказанию, приведённому Ростовским митрополитом Димитрием, Емилиан (в миру Викторин) происходил из Рима. В юности много грешил, но в старости раскаялся и принял постриг в одном из монастырей. Пребывая в постоянном страхе посмертного воздаяния за грехи, Емилиан настолько изнурил себя постом и молитвой, что вся братия удивлялась его аскетическим подвигам. Обитель, где он подвизался, располагалась на горе, на одном из склонов которой была пещера. Ночью Емилиан втайне ото всех пробирался в эту пещеру и молился до утра, проливая слёзы раскаяния. Однажды игумен случайно заметил монаха, выходившего ночью из ворот монастыря, и решил узнать, куда тот направляется. Увидев, что монах скрылся в пещере, игумен остался ждать его возвращения. Через некоторое время гора озарилась светом, и игумен чудесным образом увидел стоявшего на коленях Емилиана, на голову которого нисходили лучи, и голос с неба произнёс: «Емилиан, прощаются тебе грехи твои». Поражённый игумен вернулся в обитель, а утром на проповеди после службы спросил Емилиана при всех монахах, где тот провёл ночь. Тот ответил, что он спал в келье. Но игумен рассказал о ночном видении, полагая, что в этом будет духовная польза для братии, а Емилиан подтвердил его слова. Преподобный провёл остаток жизни в обители, благодаря Бога за прощение грехов, скончался в мире. Источником сведений о нём является рассказ папы Римского Григория I Великого (Двоеслова) из книги «Беседы на Евангелия». Святитель сообщает, что слышал эту историю от игумена Максимиана (впоследствии епископ Сиракузский), вероятно, бывшего настоятелем монастыря во имя апостола Андрея, основанного Григорием I на месте своего дома в Риме. Емилиан был современником Григория I (около 540 – 604 гг.). В сказании сообщается, что у преподобного было два имени: Викторин и Емилиан. Этот рассказ был включён во вторую редакцию Пролога, составленную на Руси во второй половине XII в., и затем вошёл в Великие Минеи Четьи. «Беседы на Евангелия» были включены в Великие Минеи Четьи во второй четверти XVI в. В византийских и римских синаксарях память Емилиана отсутствует. Её нет также в календарях современной Элладской православной и католической церквей.

 
PR-CY.ru