Словарь по христианству Е ЕЛЕНА

ЕЛЕНА

ЕЛЕНА (IV в.) – Афирская святая (память 4 мая). Согласно Житию Елены, дошедшему на латинском языке, она была дочерью коринфского архонта (rex) Агила, жившего в IV в. и почитавшегося чудотворцем, и его жены Гратулии. В предместье Константинополя Афире (ныне Бююк-Чекмедже, Турция) почитание мощей Елены зафиксировано с XII в. Мощи были привезены туда вместе с другими реликвиями из Коринфа (Греция). В начале XIII в., во время четвёртого Крестового похода, они были переправлены в город Труа (Франция) капелланом епископа Труаского Гарнерия де Тренеля, умершего в Константинополе в 1205 г., во время этого Крестового похода. Греческий оригинал Жития Елены (несохранившийся или несуществовавший) ложно приписывался авторству Иоанна Златоуста. Согласно письму чтеца Халкидонской церкви Ангемера, он в 1215 г. перевёл Житие Елены на латинский язык по заданию труаского капитула. Однако вопрос о происхождении Жития Елены остаётся открытым: исследователи полагают, что оно было написано уже в Труа (эта версию исследователи считают более правдоподобной, учитывая, что в Житии акцент сделан на чудесах, совершённых Еленой, а обстоятельства её смерти не упоминаются). Существует гипотеза (первым на эту тему высказывался ещё в XVII в. болландист Готфруа Хенскенс) о происхождении почитания Елены: в Труа почитались мощи некоего отшельника Елена, и местные жители по ошибке отождествили их с мощами равноапостольной Елены, матери императора Константина I Великого (в XII в. в труаском храме почитали уже их). Однако в конце XII в. аббатство Овиллер доказало, что мощами равноапостольной Елены обладает именно оно, после чего объектом культа в Труа стала святая Елена греческого происхождения, Житие которой было вымышленным текстом, составленным по канонам жанра тогда же. Каноники собора в Труа, желая привлечь паломников и средства для реконструкции храма, пострадавшего в 1188 г. от пожара и в 1228 г. от урагана (когда из-за обвала свода храма была повреждена рака с мощами Елены, но мощи почти не были затронуты), способствовали росту почитания Елены, предвидя, что у паломников это имя впредь будет вызывать ассоциацию с равноапостольной Еленой, и храм в Труа станет ещё более популярным местом паломничества. Исследователи не исключают, что дата памяти Елены была также выдумана: на следующий день после праздника Обретения Честного Креста и дня памяти апостола Филиппа. Между 1248 и 1252 гг. в соборе был создан витраж с изображением Елены. В XIII–XIV вв. почитание Елены распространялось в окрестных районах (зафиксированы упоминания её в литургических книгах соседних диоцезов Лангра, Реймса и Осера). Культ Елены сохранялся вплоть до января 1794 г., когда в ходе революционных волнений большая часть мощей святой была сожжена, а рака уничтожена. День памяти Елены торжественно отмечается в Труа как местный праздник; в литургических книгах имеется служба Елене; на протяжении XX в. дата памяти святой менялась: 11 мая (1917 г.), 7 мая (1939 г.), 4 мая (в настоящее время).

 
PR-CY.ru