ЕЛЕНА, Мантурова Елена Васильевна

ЕЛЕНА, Мантурова Елена Васильевна (около 1805 – 1832 гг.) – преподобная Дивеевская (память 28 мая, 21 июля – в Соборе преподобных жён Дивеевских). Основным источником сведений о ней является жизнеописание, составленное по воспоминаниям её брата Михаила Васильевича Мантурова (ум. 7 июля 1858 г.), послушниц и келейниц Ксении Васильевны Путковой (в монашестве Капитолина, ум. в 1896 г.), Агафии Петровны Волоковой (в монашестве Агния, ум. в 1863 г.), Е.М. Пучинской (ум. после 1881 г.), А.Г. Гариной (ум. 18 февраля 1891 г.), Николая Александровича Мотовилова, духовника протоиерея Василия Садовского (ум. 14 июня 1884 г.) и других современников. Жизнеописание Елены хранилось в архиве в списке рукописей Серафимова Дивеевского во имя Святой Троицы женского монастыря в тетради № 11 (к 2008 г. местонахождение рукописи оставалось неизвестно). Основным сохранившимся источником является «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», составленная митрополитом Серафимом (Чичаговым) на основе архива Дивеевского монастыря. Сохранилось также цензурное дело о «Летописном сказании Серафимо-Дивеевского монастыря» (Российский государственный исторический архив), поданное в 1889 г. в Московский духовно-цензурный комитет, в котором в первой главе раздел «Д» посвящён Елене. «Летописное сказание...» не было допущено цензурой к напечатанию и использовалось при составлении «Летописи...» митрополитом Серафимом. К 2008 г. выявлен ряд архивных документов, позволяющих уточнить и дополнить жизнеописание Елены. Родилась в семье титулярного советника В.Ф. Мантурова. Рано осиротела, жила со старшим братом Михаилом. Согласно «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», около 1822 г. Е.В. Мантурова пережила сильное духовное потрясение. Возвращаясь с похорон деда, она была напугана видением огромного чёрного змея, стремившегося её поглотить. Только призывание Матери Божьей и обещание уйти в монастырь заставили чудовище исчезнуть. С этого времени Е.В. Мантурова начала обращаться за советами и руководством к Серафиму Саровскому, который подготовил её к монашеской жизни и в 1825 г. благословил поступить в небольшую (30 человек) женскую общину при приходской Казанской церкви села Дивеева, основанную Александрой Дивеевской (Мельгуновой). Сначала Елена жила в чуланчике при общей сестринской келье, затем в выстроенной братом небольшой келье, которую разделяла со своей бывшей дворовой Устинией Андреевой, отпущенной на свободу, а после её кончины с послушницами Ксенией Васильевной Путковой и Агафией Петровной Волоковой. По благословению Серафима Саровского Елена исполняла особое ежедневное молитвенное правило (акафист, Псалтирь, избранные псалмы и правило с утреней), до обеда читала непрестанно Иисусову молитву, а после – «Пресвятая Богородица, спаси нас!». Вместе с вечерним правилом прочитывала по сто раз Иисусову молитву и молитву Пресвятой Богородице. Старец заповедал ей пребывать в молчании, отвечая кратко лишь по необходимости.

 



 
PR-CY.ru