Словарь по христианству Е ЕЛЕНА, Девочкина

ЕЛЕНА, Девочкина

ЕЛЕНА, Девочкина (ум. в 1547 г.) – Московская, «схимначальница» московского Новодевичьего в честь Смоленской иконы Божьей Матери монастыря, преподобная (память в Неделю перед 26 августа – в Соборе Московских святых). Из рода служилых землевладельцев, помещиков Галичского, Нижегородского и Суздальского уездов. Учитывая, что в «Дворовой тетради» середины XVI в. Девочкины фигурируют лишь по Суздальскому уезду, исследователи полагают, что эта ветвь рода обладала более высоким общественным статусом, чем и объясняется постриг Елены в суздальском в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыре, состоявшем под покровительством великокняжеской семьи. По мнению исследователей, монашеские имена родителей Елены приведены в начале поминания её рода в синодике Новодевичьего монастыря: инок Сергий и инокиня Таисия. Предположение, что отцом Елены был тысячник третьей статьи по Москве, дворовый сын боярский по Суздалю Семён Никитин, сын Девочкин, исследователи признают маловероятным. Во вкладной книге Новодевичьего монастыря отмечено поминание Ивана Девочкина под 31 января и под 20 июля за вклад 50 руб., в синодике монастыря приводится поминание рода Анисии Девочкиной; определить даты жизни и степень родства этих лиц с Еленой исследователям не представляется возможным. В миру Елена могла носить имя Агриппина, поскольку её память указывается во вкладной книге Новодевичьего монастыря под 23 июня – на память мученицы Агриппины Римляныни (впрочем, исследователи не исключают, что имя Агриппина святая получила при постриге, а Елена – это имя преподобной в схиме). Наиболее ранние достоверные сведения о ней относятся к весне 1525 г., когда она вместе с 18 монахинями суздальского Покровского монастыря перешла в основанный великим князем Московским Василием III Ивановичем по обету Новодевичий монастырь. В духовной грамоте Елены об этом сообщается следующим образом: великий князь «взял меня из обители Пречистые Богородицы честнаго и славного её Покрова ис Суздаля не моим хотением, но Божьим изволением с вами, моими госпожами, и служебники и приказал монастырь ведати мне, да со мною Софье Ковурове, да Феофане». Причина основания новой обители великим князем раскрывается в его словах, обращённых к инокиням: «Молите Господа Бога о чадородии», т.е. о даровании наследника. Две ближайшие помощницы Елены также упоминаются в монастырском синодике как схимонахини Феофания и София. Родственники Софии Ковуровой (Кауровой) Иван Иванович, Юрий и его супруга Евпраксия Кауровы являлись вкладчиками Новодевичьего монастыря. Поминальный вклад в 80 руб. по скончавшемуся около 21 июля 1538 г. Юрию, сделанный в Троице-Сергиев монастырь его племянником, был дополнен 1 ноября того же года 20 руб. Еленой для «вечного» поминания усопшего.

 



 
PR-CY.ru