ЕВФРОСИН - Страница 2

Исследователи считают недостоверным свидетельство «Пименова хожения в Царьград» в Никоновской летописи о присутствии Евфросина среди пятерых русских епископов, провожавших митрополита Пимена от Рязани до городища Чур-Михайлов. «Пименово хожение…» представляет собой переработку более раннего «Хожения Игнатия Смолянина», в котором провожатыми митрополита Пимена названы два епископа – Даниил Смоленский и Савва Сарский. В протоколах Константинопольской патриархии есть запись от 12 июля 1389 г. о выдаче «ныне рукоположенному на Суздальскую кафедру кир Евфросину» по его просьбе патриаршей грамоты с подтверждением его прав как епархиального архиерея на Нижний Новгород и Городец (из записи, а также из грамот патриарха Антония 1393 г. известно о конфликте между Суздальскими архиереями и общерусскими митрополитами, очевидно, Михаилом (Митяем) и Пименом, из-за епархиальной принадлежности этих городов). 6 марта 1390 г. Киприан торжественно въехал в Москву в сопровождении шести русских епископов, среди которых был и Евфросин (вопреки летописному свидетельству о возвращении Евфросина на Русь вместе с митрополитом Евгений Евстигнеевич Голубинский считал, что в 1389 в Константинополе между Евфросином и Киприаном произошёл конфликт из-за Нижнего Новгорода и Городца, и Евфросин покинул столицу Византии раньше Киприана). После возвращения на Русь Евфросин в числе других епископов «принял» свою кафедру от митрополита. Спустя некоторое время конфликт между Суздальским архиепископом и митрополитом из-за подчинённости Нижнего Новгорода и Городца разгорелся вновь. В 1392 г. великий князь Московский Василий I Дмитриевич получил в Орде от хана Тохтамыша ярлык на нижегородское княжение и присоединил Нижний Новгород к своим владениям. В это же время митрополит Киприан отправил к патриарху посла Дмитрия Афинянина с жалобой, в которой утверждал, что Нижний Новгород и Городец были в своё время переданы митрополитом Алексием Суздальскому архиепископу Дионисию как митрополичьему экзарху, но после смерти Алексия архиепископ Дионисий удержал их в своей епархии, воспользовавшись отсутствием на Руси митрополита, и получил на эти города патриаршую грамоту, подобным же образом поступил и Евфросин. Теперь Киприан просил патриарха вернуть названные города в состав Митрополичьей области. Осенью 1393 г. патриарх Антоний IV отправил на Русь Вифлеемского архиепископа Михаила и придворного чиновника Алексея Аарона с инструкциями о порядке разбирательства по жалобе митрополита Киприана.

 



 
PR-CY.ru