ЕВФИМИЙ - Страница 3

Память Евфимия отмечается в Типиконе Великой церкви IX–XI вв. без богослужебного последования. В Студийской-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем древнейшую сохранившуюся редакцию Студийского устава, память Евфимию не содержится. В Евергетидском Типиконе второй половины XI в. 26 декабря совершается агрипния (всенощное бдение), состоящая из евергетидской паннихис и утрени. В этот день соединяются последования Рождества Христова, праведного Иосифа и Евфимия, которому посвящён только канон четвёртого гласа на утрене (не отменяется и в случае совпадения 26 декабря с воскресным днём). Согласно указаниям Мессинского Типикона 1131 г., канон Евфимию поётся на полунощнице. В одной из древнейших сохранившихся редакций Иерусалимского устава (XII–XIII вв.) 26 декабря на утрене звучит канон Евфимию. Более поздние редакции, включая печатные издания греческих (Венеция, 1545, 1577 гг.) и славянских Типиконов (М., 1610, 1633, 1641 гг.), назначают совершать службу Евфимию на повечерии. Минеи иерусалимской традиции, как правило, содержат последование Евфимию, включающее минимальный набор песнопений: канон, цикл стихир, седален. В исправленном издании русского Типикона 1682 г. и во всех последующих изданиях предписывается совершать службу Евфимию в другой день, но в Минеях по-прежнему, его последование назначается на повечерие. Последование Евфимию, помещаемое в современных богослужебных книгах, включает канон, составленный гимнографом Феофаном, четвёртого гласа, с акростихом, ирмос и цикл стихир-подобнов; седален. Евфимий изображён на миниатюре в греко-грузинской рукописи XV в. (так называемой Афонской книге образцов) человеком преклонных лет в архиерейском облачении (фелонь, омофор). Слегка вьющиеся волосы с проседью доходят до ушей, спереди – залысины, борода средней длины, широкая, сужающаяся книзу. Покровенными руками Евфимий придерживает за нижний обрез Евангелие, причём крест, изображённый на омофоре, оказался между руками святого, будто он держит перед собой и знак своей мученической кончины. В минейных циклах образ святого встречается редко, поскольку под 26 декабря, в день памяти Евфимия, совершается празднование Собору Пресвятой Богородицы и предпочтительным для минологиев является изображение сюжетов этого праздника («Бегство в Египет» или «Собор Пресвятой Богородицы»). Исследователи предполагают, что Евфимий изображён в составе настенных минологиев в росписи храмов св. Георгия в Старо-Нагоричино (1317–1318 гг.) и Святой Троицы монастыря Козия, Румыния (около 1386 г.). В иконописных минеях образ Евфимия с сохранившейся подписью представлен на русской иконе «Праздники и месяцы года» (конец XIX в., частное собрание). В греческой «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота (начало XVIII в.), в минейном разделе «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года», под 26 декабря сказано: «Святой Евфимий, старец, посеченный воловьими жилами, скончался спустя восьмь дней». В русском сводном иконописном подлиннике по списку Георгия Дмитриевича Филимонова (XVIII в.) святой описан так: «Подобием сед, брада аки Афанасьева (Афанасия Великого), риза святительская, омофор и Евангелие».



 
PR-CY.ru