Словарь по христианству Е ЕВФИМИЙ, Любимченко Евстафий

ЕВФИМИЙ, Любимченко Евстафий

ЕВФИМИЙ, Любимченко Евстафий (1795–1866 гг.) – схимник Глинский. Происходил из вольноотпущенных дворовых людей некоего помещика по фамилии Сумма. Не позднее 1818 г. поступил в Глинскую в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужскую пустынь. После нескольких лет послушаний (кухня, хлебопекарня и др.) стал келейником настоятеля игумена Филарета (Данилевского), заветы которого передавал впоследствии молодым монахам обители. Между 1818 и 1827 гг. был пострижен в рясофор, в 1827 г. определён на пономарское послушание с поручением ключей от храма и хранилища церковных сборов. 20 декабря 1832 г. игуменом Филаретом был пострижен в мантию с именем Евфимий. Филарет предлагал ему принять священный сан и должность духовника братии, но тот отказался, избегая поводов к честолюбию. Впоследствии, проявляя смирение, прислуживал как пономарь своим ученикам-иеромонахам. Согласно послужному списку, в 1853 г. Евфимий не проходил пономарского послушания по болезни, в 1854 г. был уволен за штат, а в 1855–1857 гг. «временно пономарил». В 1850 гг., во время пребывания за штатом, тайно принял постриг в схиму с оставлением прежнего имени. Вероятно, причиной увольнения за штат послужила необходимость пострига братии за неимением вакансий. Этот факт подтверждают свидетельства о беспрерывном 30-летнем служении Евфимия. Особенности его подвижнической жизни, в основном, остались сокрытыми, за исключением некоторых, рассказанных для наставления обращавшимся к нему инокам. Так, в борьбе с блудными помыслами Евфимий обвязал тело узловатой бечёвкой, кожа под которой впоследствии воспалилась, верёвка присохла. Спал немного в кресле с сосновыми ветками, которые кололи его тело. Ночь проводил в молитве в лесу или в монастырском саду. Выкапывал в лесу редкие цветы и кустарники, высаживал их на территории обители. Также приносил из леса ветки сосен и траву, украшая ими свою келью, зимой обкладывал сушёной травой, мхом пол и стены. Занимаясь цветоводством, стяжал дар молитвы и внутренней сосредоточенности. В конце 1865 г. Евфимий почувствовал ослабление сил, но продолжал ходить на богослужения, появляясь в храме первым и уходя последним. В Успенской тёплой церкви в правом приделе на солее около ризницы ему была выделена ниша, где он проводил все службы и «как бы поселился». Там у Евфимия находились богослужебные книги, полотенце, гребешок, скамейка, подушечка из шерсти. Во время чтения кафизм, чтобы лучше слышать, Евфимий садился на скамейку у солеи, опирался на железную решётку, предварительно положив подушечку. С января 1866 г. слёг. Братия по просьбе Евфимия приносила его к богослужению, усаживая на правой стороне на приступочке около чтеца. Евфимия называли «живым Типиконом Глинской пустыни»: он в совершенстве знал церковный устав и особенности местного устава. После совершения таинств елеосвящения и причащения плакал в ожидании смерти. По свидетельству братии, во время отпевания тело Евфимия издавало благоухание. Похоронен на братском кладбище около задних ворот ближнего скита во имя Иоакима и Анны Глинской пустыни. В годы советской власти кладбище было разорено, но захоронение Евфимия сохранилось. Его жизнеописание было составлено наместником (с 1904 г. – игумен) курского в честь иконы Божьей Матери «Знамение» мужского монастыря Иасоном. С 1863 г. Иасон подвизался в Глинской пустыни и знал Евфимия последние три года его жизни. 6 марта 2007 г. на заседании Комиссии по канонизации святых Украинской православной церкви викарием Киевской епархии, Васильковским епископом Лукой (Коваленко) Евфимий был представлен к канонизации в лике местночтимых святых вместе с другими старцами Глинской пустыни.

 
PR-CY.ru