ЕВСТАФИАНЕ

ЕВСТАФИАНЕ – одна из двух крупнейших монашеских конгрегаций Эфиопской церкви, основанная в начале XIV в. эфиопским святым Евстафием и отличавшаяся субботствованием (почитанием субботнего дня наравне с воскресным) и первоначально строгим нестяжательством. Евстафиане придавали большое значение почитанию Святой Троицы: это, в частности, выражалось в их особом внимании к празднику Пятидесятницы, посвящённому, в первую очередь, Третьей Ипостаси Святой Троицы – Святому Духу. Оформление евстафиан в качестве особого течения в эфиопском монашестве вплоть до конца XX в. принято было объяснять почти исключительно религиозными причинами. Борис Александрович Тураев усматривал в этом попытку справиться с общей деградацией эфиопской культуры (по сравнению с аксумской эпохой) посредством утрированного обращения к Священному Писанию, включавшему, согласно эфиопской традиции, множество апокрифов и псевдоэпиграфов. Другие исследователи отказывались рассматривать эфиопское Средневековье как период упадка, но обращали внимание на огромное влияние Ветхого Завета на движение евстафиан и на эфиопское христианство в целом. Севир Борисович Чернецов выделил нестяжательство как важнейшую особенность, присущую евстафианам, и первым интерпретировал её преимущественно с общественно-политической точки зрения. Покидая навсегда Эфиопию, Евстафий оставил во главе общины своего ученика Абсади, который в 1374 г. основал монастырь Дэбрэ-Марьям (ныне в Эритрее). Активную роль в становлении евстафианского братства сыграли также последователи Евстафия, покинувшие вместе с ним свою страну и вернувшиеся назад. Так, Меркурий основал монастырь Дэбрэ-Дэмах, Филипп – Дэбре-Бизэн, Габра Иясус – Дэбрэ-Сан (все трое почитаются святыми в Эфиопской церкви). История евстафиан отмечена постоянным противостоянием другой монашеской конгрегации – Дэбрэ-Либаносской, сформировавшейся на рубеже XIII и XIV вв. из последователей Такла Хайманота, также почитаемого эфиопского святого (главный монастырь – Дэбрэ-Либанос). Эта конгрегация принадлежала к общежительному землевладельческому типу и доминировала на юге Эфиопии, в то время как центрами евстафиан-нестяжателей стали обители, появившиеся на северо-востоке страны, в тех районах Эритреи и Тыграя, где слабее чувствовалось влияние феодальной знати и господствующей церкви (только Дэбрэ-Сан располагался гораздо южнее, в районе Энфраз области Бэгемдыр). В отличие от Дэбрэ-Либаносской конгрегации, возглавлявшейся эччеге, евстафиане, как правило, не имели общепризнанного руководителя; лишь на начальном этапе их истории эту роль играл настоятель монастыря Дэбрэ-Бизэн. У евстафиан имели широкое распространение разветвлённые духовные родословия. Например, Меркурий считался «духовным братом» Абсади, «духовными сыновьями» которого были Захарий и Роман, возглавившие после него обитель Дэбрэ-Марьям. «Чадом» Бакимоса из Дэбрэ-Цэраби, первого из учеников Евстафия, являлся основатель Дэбрэ-Бизэна Филипп, преемником которого стал Иоанн, «отец» Йэбарэканна Крэстоса. Последовательное нестяжательство и почитание субботы привели евстафиан к конфликту с церковными властями вплоть до отлучения их от церкви в 1400 г. по настоянию митрополита Барталомевоса.

 



 
PR-CY.ru