Словарь по христианству Е ЕВСЕВИЙ, НЕОН, ЛЕОНТИЙ И ЛОНГИН

ЕВСЕВИЙ, НЕОН, ЛЕОНТИЙ И ЛОНГИН

ЕВСЕВИЙ, НЕОН, ЛЕОНТИЙ И ЛОНГИН (ум. в 303 г.) и другие – мученики Никомидийские (память 24 апреля), пострадавшие при императоре Диоклетиане. В византийских синаксарях рассказывается, что после кончины Георгия Победоносца император Диоклетиан издал указ о преследовании христиан. Евсевий, Неон, Леонтий и Лонгин были свидетелями чудес великомученика Георгия, уверовали во Христа и были брошены в темницу. Приведённые к правителю, они исповедали себя христианами и отказались принести жертвы языческим богам. Мучеников подвергали различным пыткам (бичеванию, подвешиванию на дыбе, строганию железными орудиями) до тех пор, пока не стали видны их внутренности. После этого их, оставшихся твёрдыми в вере, обезглавили. Известно, что вместе с Евсевием, Неоном, Леонтием и Лонгином пострадали другие мученики. В византийских синаксарях семейства В по классификации Ипполита Делеэ по имени назван только Евсевий, остальные мученики фигурируют без уточнения и имён, и их числа. В Синаксаре Константинопольской церкви (конец Х в.) и в ряде других рукописей упомянуты также Христофор, Димитрий, Данав, Донат, Ферин, Нестав и Ника с дружиной. И. Делеэ обратил внимание на схожесть перечисленных святых с группой святых, память которых фигурирует в византийских календарях под 5, 6, 7 или 8 мая, – с мучениками Варваром, Димитрием, Донатом, Данактом, Месиром и Ферином. В Мартирологе Иеронима Стридонского под 28 апреля указывается память мученицы и девы Ники, имя которой присоединено к дружине мучеников Африканских. Но, по мнению И. Делеэ, Ника – мученица Никомидийская. Память мучеников Никомидийских была приурочена к следующему дню после праздника великомученика Георгия (23 апреля). В некоторых византийских синаксарях она указывается под 28 апреля, где названы также имена Зинона и Нестава из числа мучеников Газских (память в Греческой церкви 21 сентября). На этом основании Гюстав Барди идентифицирует обе группы мучеников, считая, что Никомидийские мученики появились в результате искажений имён Газских святых. Димитрий Ростовский внёс в собрание Житий святых сведения об этих мучениках на основании данных из Римского Мартиролога кардинала Цезаря Барония, в результате чего в его труде, как и в Римском Мартирологе, поимённо названы лишь первые четыре мученика: Евсевий, Неон, Леонтий и Лонгин. Цезарь Бароний же заимствовал сведения об этих святых из греческих агиографических памятников. Характерно, что в Римском Мартирологе, как и в византийских синаксарных сказаниях, не указано место их казни. Составители византийских синаксарных сказаний, как полагают исследователи, считали очевидным, что они пострадали в Никомидии, поскольку мученики связаны с великомучеником Георгием. Память Евсевия, Неона, Леонтия и Лонгина отмечена в Мартирологе Иеронима Стридонского под 8 ноября. В Сирийском Мартирологе (411 г.) под 8 ноября указано имя одного Евсевия. Память мучеников Никомидийских под 24 апреля появилась в Мартирологах Адона Вьеннского и Узуарда (IX в.). Распространению их почитания на Западе, как полагают исследователи, способствовал тот факт, что глава мученика Лонгина была перенесена в город Капуя (Италия). В средневековых капуанских календарях под 24 апреля отмечена память всей дружины святых, однако в Officium Proprium этого диоцеза содержались литургические чтения только в честь Лонгина. В Хронике Псевдо-Декстра (подделка, созданная в XVI в. Хуаном Игуэрой) эти мученики представлены как испанские, якобы пострадавшие в городе Тотана (ныне провинция Мурсия, Испания). Тенденция перенесения в Испанию многих восточных мучеников (особенно малоизвестных) вообще свойственна Х. Игуэре.

 
PR-CY.ru