ЕВАНГЕЛИКИ

ЕВАНГЕЛИКИ (англ. evangelicals) – в современном протестантизме представители различных течений, относящиеся к межденоминационному движению с тем же названием (evangelicalism). В XVIII–XIX вв. в протестантских церквах Великобритании и Северной Америки шли так называемые процессы «обновлений» (или «пробуждений»), вызванные, с одной стороны, убеждённостью верующих в том, что в англиканских, лютеранских и реформатских церквах установилась излишняя иерархичность, вероучение превратилось в «мёртвую догматику», и много внимания уделяется литургическим моментам. С другой стороны, таким образом проявлялось их желание противостоять распространению рационализма, деизма и атеизма, порождённых эпохой Просвещения. Английский исследователь Давид Беббингтон выделяет четыре основные черты евангеликализма: обращение, стремление к обращению (сonversionism), или «второе рождение» (new born или born again – рождение вновь; в синодальном переводе в Ин. 3:5–8 – «рождение свыше»), – опыт, который, с точки зрения евангеликов, должен быть получен только через веру («одной верой») или только через благодать («одной благодатью»); библеизм (biblicism), т.е. Библия является для евангеликов единственным источником Откровения Божия, а библейские пророчества трактуются в соответствии с положениями диспенсационализма; активность (activism), выраженная в том, что каждый евангелик должен принимать посильное участие в миссионерской работе и поддерживать контакты с единомышленниками; крестоцентризм (crucicentrism) – особое сосредоточение на Крестной Жертве Христа, благодаря которой у человечества появилась возможность получить прощение и спасение. Евангелики считают деноминационные различия второстепенными, поэтому они не разработали собственной экклезиологии и не стали создателями особой теории церковного устройства. С их точки зрения, Священное Писание не устанавливает обязательную для всех христиан форму церковного управления. Воспринимая церковь как Тело Христово, различные группы евангеликов вкладывают в это понятие своё содержание. Это могут быть все истинно верующие, только евангелики (консерваторы) или евангелики и некоторые представители других христианских деноминаций (неоевангелики). Такая неопределённость в экклезиологии создаёт возможность как для образования новых деноминаций, так и для появления групп евангеликов внутри сложившихся протестантских конфессий. Как консерваторы евангелики противопоставляются представителям либерального протестантизма. Ключевыми фигурами для становления евангеликализма в англоязычном мире были основатель методизма Джон Уэсли (1703–1791 гг.), Джордж Уайтфилд (1714–1770 гг.) и Джонатан Эдвардс (1703–1758 гг.), отец первого «Великого пробуждения» (1730–1740 гг.) в Северной Америке, призывавший к возвращению к «строгому кальвинизму». С точки зрения Дж. Эдвардса, существует конфликт между «естественными возможностями» (природными способностями) грешника к покаянию и принятию Евангелия и его «моральной неспособностью» (неискоренимым нежеланием) к обращению. Спасти грешника может только немедленное искреннее покаяние, поскольку Второе пришествие Христа может произойти в любой момент.

 



 
PR-CY.ru