ЕВГЕНИЙ и МАКАРИЙ

ЕВГЕНИЙ и МАКАРИЙ (ум. в 362/363 г.) – преподобные, исповедники Антиохийские, Мавританские (память 19 февраля; память в Западной церкви 20 декабря). История Евгения и Макария имеет две традиции изложения. Первая связана с «Мученичеством великомученика Артемия», где рассказывается, что, когда император Юлиан Отступник (361–363 гг.), возглавив поход против персов, прибыл в Антиохию, к нему привели пресвитеров Евгения и Макария. На допросе они не только не отреклись от христианской веры, но и обличили императора в нечестии, за что их подвергли пыткам. Великомученик Артемий, который пришёл в Антиохию в числе других военачальников, стал свидетелем мучений пресвитеров и упрекал Юлиана в жестокости и языческих заблуждениях. Артемия, Евгения и Макария бросили в темницу. Наутро Юлиан повелел отправить пресвитеров в место под названием Авгасис, где не было воды. Там святые пребывали сорок дней и скончались 20 декабря. Монах Иоанн Родосский в поздней переработке «Мученичества великомученика Артемия» называет место изгнания Евгения и Макария «Оасис Аравийский» и добавляет, что через сорок дней пресвитеры были обезглавлены. Вторая традиция представлена в греческом «Мученичестве Евгения и Макария» и его кратких переводах на латинский язык (не позднее IX в.). Автор греческого Жития рассказывает, что во время правления императора Юлиана были схвачены братья-христиане Евгений и Макарий. Они предстали перед императором на суде. За отказ поклониться языческим богам братья были подвергнуты мучениям: их жгли огнём, подвесив вниз головой и связав ноги, затем положили на раскалённое железо. Юлиан хитростью, уговорами и обещаниями богатства пытался заставить Евгения и Макария поклоняться идолам. Когда братья отказались принести жертвы, император пригласил заклинателей змей. Но и змеи не устрашили Евгения и Макария. Разгневанный Юлиан не казнил братьев, как они того желали, а отправил их в Мавританию, в город Диндон. Евгений и Макарий первыми проповедовали Евангелие местным жителям и совершили много чудес. Они поднялись на высокую гору, где в пещере жил огромный змей, причинявший вред обитателям этой страны. По молитве Евгения и Макария змей сгорел в огне, который сошёл с неба. Святые поселились на том месте и ничего не вкушали в течение 30 дней. После этого небесный свет в виде 12 лампад осветил пещеру и из камня, распавшегося на две половины, обильно потекла вода. Проведя четыре месяца в изгнании, Евгений и Макарий с миром почили 22 февраля. Борис де Геффье попытался объяснить отсутствие упоминания Антиохии в «Мученичестве Евгения и Макария» тем, что описание допроса пресвитеров в этом городе было вставлено в «Житие великомученика Артемия», чтобы придать религиозную окраску судебному процессу над этим чиновником. В Житии мучеников Патермуфия, Коприя и Александра Евгений и Макарий упоминаются как епископы. Наиболее раннее упоминание о Евгении и Макарии находится в «Мартирологе» Иеронима Стридонского (первая половина V в.) под 23 января. Город, куда были изгнаны святые, назван Гильдоба (Гильдона). В Синаксаре Константинопольской церкви (конец X в.) память Евгения и Макария отмечена 20 декабря. Городом их ссылки назван Анфидон. Как сообщается в кратком сказании, Евгений и Макарий совершили здесь много чудес и с миром скончались, при этом они названы мучениками. В печатных стишных синаксарях (XV в.) и в Венецианской Минее (1596 г.) Евгений и Макарий упоминаются под 19 февраля. В Минологии Василия II (конец X – начало XI вв.) сообщается, что Юлиан приказал бросить Евгения и Макария в ров, где было много пресмыкающихся разного рода, змей, червей и других животных, а затем отправил их в Андидон. Служба Евгению и Макарию вместе с Илиёй, Провом и Арисом содержится в славянской Служебной Минее XII в. В Четьи Минеи Димитрия Ростовского включено «Житие Евгения и Макария», составленное из нескольких редакций «Мученичества великомученика Артемия» и греческого «Жития Евгения и Макария».

 
PR-CY.ru