ЕВЛАЛИЯ

ЕВЛАЛИЯ (ум. между 303 и 305 гг.) – мученица (память 22 августа, память в Западной церкви 12 февраля), пострадавшая в городе Барцинона (ныне Барселона, Испания) во время гонения императора Диоклетиана (см. ст. Гонения на христиан в Римской империи). Почитается как покровительница Барселоны. Наиболее раннее упоминание о Евлалии содержится в Мартирологе Иеронима Стридонского под 12 февраля. Почитание мученицы в Барциноне возникло в середине VII в. благодаря деятельности епископа Кирика. По его повелению были составлены «Мученичество» Евлалии, гимн и месса в честь святой. «Мученичество» было создано под влиянием легенды о св. Евлалии, пострадавшей в городе Эмерита Августа (ныне Мерида), однако имеет ряд отличий. В нём сообщается, что её родители-христиане жили в поместье близ Барциноны. Во время гонения Диоклетиана девушка втайне от родителей предстала перед президом Дацианом и исповедала христианскую веру. Евлалию пытали, затем распяли на кресте и обезглавили. После гибели святой из её уст выпорхнул голубь, а тело покрыл выпавший снег. Останки Евлалии похоронили в церкви Богоматери (ныне церковь Санта-Мария дель Мар). В 713 г. христиане, опасаясь бесчинств мусульман, спрятали мощи святой, и до 878 г. они оставались сокрытыми. В 1339 г. святыня была помещена в готический алебастровый саркофаг в крипте собора Святого Креста и св. Евлалии в Барселоне. В Средние века почитание этой Евлалии нередко смешивалось с почитанием мученицы Евлалии Эмеритской. Сложившаяся вокруг каждой из святых житийная традиция оказывала влияние на другую. В вестготском «Мученичестве» св. Евлалии Эмеритской (конец VII в.) содержатся следы влияния легенды об этой Евлалии. Сближение образов двух мучениц в X в. привело к составлению в королевстве франков Жития Евлалии, полностью идентичного по содержанию «Мученичеству» св. Евлалии Эмеритской. В 880–881 гг. на севере Западно-франкского королевства, как полагают исследователи, в монастыре св. Аманда (Сент-Аман), была создана секвенция на романском языке в честь Евлалии. В ней пересказано содержание «Мученичества» Евлалии Эмеритской. Таким образом, житийная традиция испанских мучениц является идентичной. Однако в церковных календарях и литургической практике они различались. Это вызвало сомнения у Винцентия из Бове (XIII в.), который предположил, что в Житиях идёт речь об одной и той же мученице. Авторы XV–XVII вв., например, Амбросио де Моралес, пытались согласовать противоречие литургической практики с житийной традицией и полагали, что существовала одна мученица Евлалия, которая родилась в Барциноне и пострадали в городе Эмерита Августа. В конце XIX в. благодаря гиперкритическому подходу ряда исследователей сам факт существования Евлалии был поставлен под сомнение. Исследователи отмечали полное отсутствие упоминаний о почитании Евлалии в вестготской Испании. По мнению исследователей, смешение почитания мучениц произошло после завоевания франками Барциноны (конец VIII в.). В городе франки столкнулись с почитанием местной св. мученицы по имени Евлалия и приняли её за св. Евлалию Эмеритскую. В 878 г. епископ Фродоин обрёл мощи Евлалии в пригородной церкви св. Марфы, что способствовало возрастанию почитания мученицы. Франкские агиографы приписали Евлалии хорошо известную им агиографическую традицию Евлалии Эмеритской. Однако в мартирологах Адона Вьеннского и Узуарда обе святые различаются. Адон привёл краткий пересказ «Мученичества» Евлалии Эмеритской, но не указал никаких сведений об этой Евлалии. По мнению исследователей, он не знал агиографической традиции, восходящей к епископу Кирику, а новая традиция во второй половине IX в. ещё не возникла. Благодаря франкскому влиянию почитание этой Евлалии постепенно стало более распространённым, чем почитание Евлалии Эмеритской, которая стала местночтимой испанской святой. По мнению исследователей, Ростовский митрополит Димитрий в собрании Житий святых использовал сведения о Евлалии из «Мученичества», опубликованного болландистами, что послужило основанием для внесения имени Евлалии в календари РПЦ.

 
PR-CY.ru