ЕФРЕМ ВЕЛИКИЙ, Мацкверели, Мацхверский, Ацкурский

ЕФРЕМ ВЕЛИКИЙ, Мацкверели, Мацхверский, Ацкурский (ум. в 895 г.) – епископ Ацкурский (около 855 – 895 гг.), ученик преподобного Григория Ханзтийского (Ханцтели), церковный и политический деятель, святитель Грузинской православной церкви (память в Грузинской церкви 17 апреля). Сведения о нём содержатся в Житии Григория Хандзтийского, написанном Георгием Мерчуле в 951 г. Ефрем Великий происходил из картлийской дворянской семьи. «Отрока Ефрема, достойного юношу... обрёл» на пути из Кларджети в Абхазию преподобный Григорий, когда искал покинувших монастырь Хандзта (Ханцта) своих учеников, преподобных Феодора и Христофоре. Мальчик попросил взять его на воспитание в монастырь, и на обратном пути Григорий забрал его с собой, а Феодор и Христофор привели в монастырь Арсения (впоследствии католикос Картли Арсений I Великий), сына Мириана, правителя Самцхе. Братия была недовольна, поскольку пребывание юношей в монастыре было запрещено уставом, на что Григорий ответил: «Христос Бог устами святого ангела поведал мне всё касательно их; как Ефрем Сирин и Арсений Римлянин..., эти достойные отроки будут беспорочно воспитываться в Ханцте до часа их возвеличения». Он благословил преподобных Феодора и Христофора взять юношей в кельи, где они «вскормили их во благе Божьею благодатью», пока те не «возмужали и созрели умом и летами». Позже, когда Феодор и Христофор получили разрешение Григория на строительство отдельных обителей, Феодор взял Ефрема Великого к себе в монастырь Недзви в Боржомском ущелье и постриг его в монахи. Григорий оставил Арсения в Хандзте, а Христофору в монастырь Квирикецминда «другого брата, равного, дал». Став епископом Ацкурским, Ефрем Великий содействовал вступлению Арсения на патриарший престол, куда стремился возвести сына его отец в присутствии нескольких епископов и при участии самцхийского народа. Поскольку Арсений был слишком молод для принятия сана, некоторые епископы, в том числе и поначалу Ефрем Великий, отвергли его кандидатуру. Тогда Гуарам Мампал, правитель Самцхе и сын царя Ашота I Великого, «велел собраться епископам и отцам пустынникам» в Джавахети, чтобы разрешить проблемы, возникшие в связи с избранием нового католикоса. Вмешательство Григория, убедившего Ефрема Великого поручиться за ставленника, решило исход дела в пользу Арсения. Ефрем Великий помог молодому католикосу восстановить церковный мир, усмирив «быстро смуту, которая надолго могла затянуться, так как она была между католикосом и епископами, особенно же властителем Гуарамом». Личность Ефрема Великого, «творца многого добра для... страны», во многом значительна для ГПЦ ещё и потому, что, благодаря его содействию («узаконению») Иерусалимский патриарх Сергий I (834–859 гг.) благословил варить в Грузии миро, которое до этого привозили из Иерусалима, что значительно упрочило автокефальный статус ГПЦ. За сорок лет управления епархией Ефрем Великий удостоился быть «украшенным Святым Духом, так как людей, совершавших скрытые дела, разоблачал, обречённых на смерть больных мигом излечивал словом, а непокорных словом же умерщвлял и множество других чудес творил и в доброй старости полный благодатью скончался...». Георгий Мерчуле называет его чудотворцем и указывает, что «святые его мощи пожалованы были Самцхе для озарения». Ефрем Великий был причислен к лику святых Синодом ГПЦ в 2003 г. Мощи святителя покоятся в кафедральном соборе во имя Пресвятой Богородицы в Ацкури.

 
PR-CY.ru