ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО (лат. jus naturale) – понятие, используемое в политико-правовых теориях для обозначения совокупности основополагающих принципов и прав, не зависящих от социальных условий и вытекающих из самой природы человека. В теистических теориях естественного права его истоки усматриваются в Боге как Творце человека, а в нетеистических – в объективных закономерностях материального мира. Фактически естественное право представляет собой оценку существующих политических и правовых институтов членами общества с позиций их исторически обусловленных представлений о должном, справедливом и т.д. Представления о естественном праве зародились в Древней Греции. Уже в «Антигоне» Софокла встречается апелляция к естественному праву (неписаному и неизменному закону богов) против несправедливого решения правителя. Платон ссылается на естественный закон, указывая в качестве примера на поведение животных. Различие между естественной и позитивной (законной) справедливостью проводится у Аристотеля, который также выдвинул три идеи, важные для появившихся в дальнейшем теорий естественного права: наличие у каждого объекта определённой цели; счастье как цель человека; естественная необходимость для человека жить в государстве и общее благо как цель государства. Понятие естественного права получило развитие в философии стоиков (см. ст. Стоицизм), учивших о разумности устройства мироздания (в основе которого лежит неизменный принцип – логос) и об обязанности человека жить в соответствии со своей природой. В связи с этим Цицерон писал о существовании постоянного, повсеместно распространённого закона, соответствующего природе. Кроме того, Цицерон связывал философские рассуждения о естественном праве с юриспруденцией: он противопоставлял природу (natura) и законы (leges), считая их разновидностями права (ius) и отождествляя первую с правом народов (ius gentium), а вторые – с цивильным правом (ius civile). Ряд важных идей о естественном праве был высказан римскими юристами. По мнению апостола Павла, естественное право – это то, что всегда является справедливым и добрым. Ульпиан рассматривал естественное право как общее для людей и животных. Естественное право или приравнивалось к ius gentium, или выделялось в самостоятельную разновидность права (ius naturale), противостоящую как ius civile, так и ius gentium. Так, согласно Гаю, ius gentium основано на «естественном разуме» (naturalis ratio) и тождественно ius naturale. По словам Ульпиана, в соответствии с естественным правом все люди равны, а рабство существует согласно ius civile. Для Трифониана же рабство является институтом ius gentium, тогда как естественное право содержит в себе понятие свободы. Однако римские юристы не занимались специально разработкой понятия естественного права, поэтому в римском праве оно не приобрело точного значения; естественное право оставалось «школьной» идеей, не оказывавшей особого влияния на действующее право. Христианская мысль стала рассматривать естественное право (lex naturae) как проявление божественной воли. Об этом писали Лактанций, Амвросий Медиоланский и Августин Блаженный. Согласно Августину Блаженному, существует вечный закон (lex aeterna), исходящий от Бога и проявляющийся в моральном порядке, свойственном человеческой природе. В систематическом виде христианское понимание естественного права было изложено Фомой Аквинским, который различал вечный закон, естественный закон, человеческий закон и божественный закон.

 



 
PR-CY.ru