ЕВФРАСИЯ

ЕВФРАСИЯ (ум. в 303 г.) – мученица Никомидийская (память 19 января). Пострадала в правление императора Максимиана. Евфрасия происходила из богатого и знатного рода. Отказавшаяся принести жертву языческим богам, она была отдана на поругание некоему варвару. Желая сохранить целомудрие, она пообещала открыть ему тайну волшебного зелья, делающего человека неуязвимым в бою. В доказательство того, что никакое оружие не причинит ей вреда, Евфрасия попросила нанести ей удар мечом по шее. Евфрасия мученически скончалась, но избежала бесчестья. Краткие Жития Евфрасии сохранились в составе Синаксаря Константинопольской церкви (конец Х в.) и Минология императора Василия II (конец Х – начало XI вв.). О Евфраси повествуется в «Церковной истории» Никифора Каллиста, где её мученическая кончина относится ко времени епископства в Никомидии Анфима (ум. в 303 г., память 3 сентября). Память некой мученицы Евфрасии без каких-либо уточнений отмечена 16 марта в синаксарях семейства В по классификации Ипполита Делеэ и 14 марта в ряде синаксарей семейства D, в Петровом синаксаре Российской национальной библиотеки, 1249 г. (архетип XI в.), в Минеях XII и XIII вв. Эту святую архиепископ Сергий (Спасский) отождествляет с Евфрасиий, хотя в другом месте «Полного Месяцеслова Востока» указывает, что, возможно, это преподобная Евпраксия (память 25 июля), память которой празднуется западными календарями как память Евфрасии 13 марта. Ж.М. Соже также высказывается в пользу отождествления Евфрасии с мученицей Евфрасией (память в Византийской церкви 14, 16 марта). Он указывает, что в Иеронимовом Мартирологе 13 марта имя Евфрасия возглавляет список Никомидийских святых, но в Мартирологе Узуарда она ошибочно была названа девой Фиваидской (что привело к её идентификации с преподобной Евпраксией), та же ошибка есть и в Римском Мартирологе. В Патмосском списке Типикона Великой церкви (IX–X вв.) Евфрасия ошибочно названа мучеником Евфрасием. В древнерусских Прологах второй редакции Евфрасия именуется Евпраксией. В византийском искусстве изображения Евфрасии исследователи встречают нечасто, в основном, в рукописных и настенных минологиях. Одно из ранних изображений Евфрасии сохранилось в Минологии Василия II (976–1025 гг.), где представлена сцена усекновения головы святой. Образ Евфрасии есть в настенном минологии в церкви великомученика Георгия в селе Воронец, Румыния (между 1488 и 1496 гг.). В древнерусском искусстве образ Евфрасии изредка включается в минейные иконные циклы.

 
PR-CY.ru