ЕЛЕОПОМАЗАНИЕ

ЕЛЕОПОМАЗАНИЕ – в православном богослужении общее наименование различных видов помазания освящённым елеем (см. ст. Елей, Елеосвящение, Крещение), в первую очередь, помазания верных елеем на всенощном бдении. Возникновение последнего священнодействия связано с распространением в православной церкви Иерусалимского устава. В лавре Саввы Освященного с V в. существовал обычай совершать помазание братии елеем из лампады, горящей у могилы преподобного Саввы, что символизировало благословение святого, невидимо преподаваемое братии. Этот обычай был зафиксирован уже в древнейших редакциях Иерусалимского устава и связан с «исхождением» на могилу св. Саввы. С распространением Иерусалимского устава сначала в Малой Азии, а затем и повсеместно в православной церкви помазание елеем стало совершаться в дни памяти и других почитаемых святых. Окончательный порядок елеопомазания был закреплён в «Уставе священнослужения» Константинопольского патриарха Филофея I Коккина (см. ст. Диатаксис). Впоследствии елеопомазание стало совершаться и на бдении в Господские и Богородичные праздники после отпуста утрени. В некоторых уставах указывалось, что помазание совершается иереем двумя перстами, в других же следование этому обычаю называется необязательным и предписывается использовать для помазания «стручец». В современной практике греческих монастырей елеопомазание происходит во время пения хвалитных псалмов на утрене только в дни памяти особо почитаемых святых, но не в воскресные дни. На Руси в дониконовскую эпоху помазание совершалось не только на памяти святых, но и в Господские и Богородичные праздники на службе первого часа, после целования образа на аналое. Например, в рукописи Исторического музея (1553 г.), в статье «Как маслом освящати братию древяным», говорится, что «зажигают масло» на великих Господских праздниках по уставу, а также на Богородичных и в дни памяти прочих великих святых, которые имеют по «Типикону» бдение, и елей горит в «кандиле» перед празднуемой иконой. Сначала его возжигают при чтении Евангелия, потом угашают и зажигают снова на девятой песни канона, и он горит до окончания утрени. На первом часе этим елеем игумен, или старший священник, или чередной священник помазывает братию крестообразно на лбу со словами: «Во имя Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа помазуется раб Божий имярек на здравие и на спасение, на оставление грехов». После отмены утренних входов патриархом Никоном (см. ст. Вход) целование иконы и елеопомазание были перенесены сначала на время пения канона утрени (например, в московском Успенском соборе помазание совершалось после девятой песни канона), а позднее – на самое начало канона. В главе 3 принятого ныне в РПЦ «Типикона» елеопомазание предписывается совершать после отпуста утрени в притворе на памяти святых, которые имеют бдение и выпадают на воскресный день. В других местах «Типикона» отмечается, что помазание бывает и на все праздники великих святых, когда есть бдение, и на Господские и Богородичные праздники, а также в ряде случаев, когда нет всенощного бдения, но есть полиелей. Подробно обряд елеопомазания изложен в «Типиконе» под 26 сентября. Перед помазанием священник, впереди которого несут «светильник», совершает каждение иконы празднуемого святого, лежащей на аналое. Во время помазания читается молитва. После елеопомазания читается первый час. В современной практике РПЦ елеопомазание совершается всегда при пении на утрене полиелея (включая воскресные дни всего года), как в составе всенощного бдения, так и вне его. Елеопомазание не сопровождается особой молитвой и происходит после чтения Евангелия. В Служебнике в Последовании вечерни говорится, что для елеопомазания в связи с целованием иконы может использоваться тот елей, который был освящен в чине благословения хлебов.

 
PR-CY.ru