ЕЛКЕЗАИТЫ, елкессеи, евиониты-гностики, самсеи

ЕЛКЕЗАИТЫ, елкессеи, евиониты-гностики, самсеи – синкретическое течение, представляющее собой смесь иудеохристианства, греческой философии и гностицизма. Сведения об этой секте иудействующих гностиков сообщают Епифаний, Ориген и Ипполит. По их объяснению, елкезаиты своё название получили от книги «Елксая», просуществовали до V в. Ориген сообщает, что в 220 г. сириец Алкивиад из Апамеи привёз её в Рим. По убеждению елкезаитов, книгу эту принёс Елксаю ангел с неба. От неё сохранились только отрывки, собранные и изданные Гильгенфельдом. Содержание книги представляет собой смесь иудейских и христианских элементов с языческо-натуралистическими, и Епифаний справедливо говорит о её последователях: «Будучи ни христианами, ни иудеями, ни еллинами, но чем-то средним, они – ничто». Елкезаиты исповедовали гностический дуализм, т.е. признавали одновременное соединение во Христе божественной и человеческой природы. С одной стороны, они считали Христа ангелом, с другой – учили о многократных Его воплощениях и в то же время признавали рождение Его от Девы. Ограничивая деятельность Христа лишь Его учением, елкезаиты полагали, что Христос не искупил грехи человечества. Как и гностики, отождествляли материю со злом. Последователи учения проповедовали аскетизм и отрицательно относились к телесным удовольствиям, хотя допускали возможность брака. Для евхаристии употребляли хлеб и соль; мяса не ели; брак ставили высоко; отречение от веры во время гонений считали дозволительным. Молитва елкезаитов, сообщаемая Епифанием, непонятна. Языческо-натуралистический характер носят воззрения их на крещение. Крещение они повторяли нисколько раз и смотрели на него как на средство для избавления от грехов и болезней. Крещение совершали во имя Отца и Сына, а также семи свидетелей – пяти стихий, масла и соли, символов крещения и причащения. Они усердно занимались магией и астрологией и даже день крещения определяли по звёздам. Иудейский элемент воззрений елкезаитов проявляется в том, что они признавали закон Моисея, субботу и обрезание, хотя и отвергали жертвы. Многие места Ветхого Завета не признавали, так же, как и Нового, в особенности Послания апостола Павла. Христология их была очень неустойчива. Учение книги «Елксая» во многом сходно с учением «Климентин» (отношение к Ветхому Завету, отвержение жертв, неоднократное воплощение) с тем различием, что в «Климентинах» иудейские и языческие элементы отступают на второй план (ни обрезания, ни многократного крещения нет), что свидетельствует о большей древности книги «Елксая» сравнительно с «Климентинами».

 
PR-CY.ru