Словарь по христианству Е ЕЛИЗАВЕТА из ШЁНАУ

ЕЛИЗАВЕТА из ШЁНАУ

ЕЛИЗАВЕТА из ШЁНАУ (около 1129 – 1164 гг.) – святая католической церкви (память 18 июня), визионерка. Происходила из дворянского рода. В 1141/1142 г. в возрасте 12 лет была отдана на воспитание в двойной (мужской и женский) бенедиктинский монастырь Шёнау. В 1147 г. принесла временные монашеские обеты, а затем и вечные обеты. В 1157 г. была назначена наставницей (magistra) в монастырском новициате, а через некоторое время избрана настоятельницей женской части монастыря. Брат Елизаветы из Шёнау, Экберт (позднее аббат Шёнау), был её духовным наставником, а впоследствии также первым биографом. Исследователям известно, что другой её брат, Руггер, был членом Ордена премонстрантов и настоятелем монастыря Пёльде в Саксонии. Исследователи полагают, что уже пребывая в монастыре, Елизавета из Шёнау тяжело заболела, но, несмотря на слабое здоровье, продолжала вести аскетический образ жизни. Болезненная по природе, она ещё больше ослабила себя строгим постом. С 1152 г., имея многократные видения, впадала в экстатическое состояние, иногда длившееся несколько недель и часто сопровождавшееся сильными болями, удушьем и потерей сознания. Елизавета из Шёнау говорила, что в это время она общалась с Господом, Божьей Матерью и святыми. По настоянию брата Экберта Елизавета из Шёнау стала записывать свои видения. В трёх книгах «Liber visionum» («Книга видений»; 1152–1160 гг.; некоторые исследователи признают Елизавету из Шёнау автором только первой книги) в хронологическом порядке церковного календаря описаны явления святых и видения духовного мира, а также разъяснены символические откровения. Это произведение получило широкое распространение в Средние века, о чём свидетельствует большое число его копий, сохранившихся до настоящего времени. В сочинении «Liber viarum Dei» («Книга путей Божьих»; 1156–1163 гг.), подражающем «Sci vias lucis» (или «Scivias» – «Познай пути света») Хильдегарды Бингенской, говорится о необходимости покаяния и проблеме нравственности в католической церкви. Елизавете из Шёнау также принадлежат сочинения «Liber revelationum de sacro exercitu virginum Coloniensium» («Книга откровений о святом лике кёльнских дев»; 1156–1157 гг.) – трактат о мученичестве Урсулы и её сподвижниц, породивший множество недостоверных легенд, и «Visiones de resurrectione beatae Mariae Virginis» («Видения о воскресении блаженной Девы Марии»; после 1159 г.). По мнению исследователей, произведения Елизаветы из Шёнау были созданы не без участия Экберта, который не только редактировал литературный стиль сестры, но и влиял на содержание её писаний. Так, например, при изложении событий схизмы во время понтификата Александра III, когда при поддержке германского императора Фридриха I Барбароссы на Римский престол в 1159 г. был избран антипапа Виктор IV (V), Елизавета из Шёнау выступала с позиции партии императора, сторонником которого был Экберт. Сохранились 23 письма Елизаветы из Шёнау, написанные с 1154 г. и адресованные различным епископам, аббатам, монахиням (в том числе Хильдегарде Бингенской), в которых она жёстко критиковала пороки современной ей эпохи. Произведения Елизаветы из Шёнау были широко известны в Средние века, неоднократно переводились с латыни на другие языки. Елизавета из Шёнау особо почиталась ещё при жизни. В 1584 г. папой Григорием XIII её имя было внесено в Римский Мартиролог. В 1632 г. в ходе Тридцатилетней войны, мощи Елизаветы из Шёнау были осквернены шведами; удалось спасти только главу, которая в настоящее время покоится в приходской церкви Шёнау.

 
PR-CY.ru