Словарь по христианству Е ЕРМЕТ

ЕРМЕТ

ЕРМЕТ (III в.?) – мученик Римский (память в Западной церкви 28 августа). Неопубликованное Мученичество (Passio) Ермета является извлечением из «Мученичества святых Александра, Евентия и Феодула» VII – начало IX вв., которое хотя и подтверждается документально подлинными актами допросов мучеников, однако в повествовательной части недостоверно (так, римский пресвитер мученик Александр (III в.) спутан с епископом Римским Александром I (около 105/108 – около 115/118 гг.), который мучеником не был). Согласно источнику, Ермет, префект Рима при императоре Траяне (98–117 гг.), был обращён в христианскую веру римским пресвитером Александром. Вместе с Ерметом христианство приняли его дети, сестра Феодора и более тысячи рабов Ермета. Император Траян, узнав об обращении Ермета, послал магистра «обеих армий» («magister utriusque militum») Аврелиана с приказом арестовать Ермета. Аврелиан передал Еремета в руки трибуна Квирина, который, не сумев отвратить мученика от Христа, приказал его обезглавить. Тело Ермета было захоронено его сестрой Феодорой на старой Соляной дороге (Via Salaria vetus). Кроме «Мученичества» сохранилась эпитафия Ермету, сделанная Римским епископом Дамасом I (366–384 гг.). Хотя текст эпитафии был известен по так называемой Лоршской антологии эпохи Каролингов, фрагменты каменной плиты с высеченным на ней текстом обнаружили лишь в ходе археологических раскопок в 1932 и 1940 гг. Из эпитафии Дамаса исследователям известно, что Ермет происходил с Востока (из Греции); о каком-либо посте, который якобы занимал Ермет в римской администрации, здесь не сказано. Самое древнее свидетельство о почитании Ермета относится к пребыванию на Римской кафедре предшественника Дамаса I Либерия (352–366 гг.). В составленном тогда римском календаре «Depositio episcoporum. Depositio martyrum» под 28 августа указана память Ермета в катакомбах Василлы на старой Соляной дороге, что противоречит датам, приведённым в «Мученичестве святых Александра, Евентия и Феодула», поскольку катакомбы Василлы датируются не раньше начала III в. Память Ермета с указанием места его погребения в катакомбах Василлы упоминается также в сакраментариях пап Геласия I (492–496 гг.) и Григория I Великого (590–604 гг.). Перестроенная папой Римским Пелагием I (556–561 гг.) часть катакомб Василлы была посвящена Ермету. О захоронении там Ермета упоминалось во всех римских итинерариях VII в. и в более поздних. Близ места захоронения мученика со временем была возведена базилика. В Айнзидельнском итинерарии (VII в.) сообщается о подземной гробнице (sub terra) на старой Соляной дороге. В период правления папы Адриана I (772–795 гг.) при базилике св. Ермета существовал монастырь с тем же посвящением. При папе Григории IV (827–844 гг.) монастырь перевели за городские стены, в церковь св. Марка (Сан-Марко Эванджелиста аль Кампидольо), туда же перенесли и мощи Ермета. Остатки древней базилики обнаружили в XVII в. В 1844 г. Дж. Марки построил новую церковь, имитирующую древнюю базилику. В Аниции существовала базилика, посвящённая Ермету, которая в 418 г. стала резиденцией антипапы Евлалия. В посланиях папы Григория I Великого упоминается о четырёх монастырях, посвящённых Ермету (в Италии, на островах Сицилия и Сардиния). Папа Лев IV (847–855 гг.) подарил часть мощей мученика франкскому императору Лотарю I, который передал святыню в монастырь Корнелимюнстер (ныне в черте Ахена, Германия), затем они были помещены в монастырь Ронсе (ныне город Ронсе, Бельгия). В настоящее время хранятся в крипте позднеготической церкви св. Ермета (1456–1500 гг.). В XVIII в. в Риме частицы мощей Ермета находились в базиликах Санта-Мария Маджоре, Сан-Клементе и Санти-Бонифачо-э-Алессьо.

 
PR-CY.ru