Словарь по христианству Е ЕЛЕАЗАР, НАЗАРИЙ И ЕВМЕНИЙ

ЕЛЕАЗАР, НАЗАРИЙ И ЕВМЕНИЙ

ЕЛЕАЗАР, НАЗАРИЙ И ЕВМЕНИЙ (XVI–XVII вв.?) – преподобные (память в третью Неделю по Пятидесятнице – в Соборе Новгородских святых), Муромские (Мурманские), Олонецкие. Три Муромских преподобных названы в «Описании о российских святых» в списке XVIII в., принадлежавшем Павлу Ивановичу Савваитову: «Преподобные отцы Елеазар, Назарий и Евмений, Иоанна Предтечи Муромского монастыря Олонецкого уезду, новые чудотворцы, родом римляне, быша в лето 7000 июня в 4 день». В другом списке «Описания о российских святых» (труд известен исследователям в списках XVIII–XIX вв.) среди святых «града Олонца» указаны только Елеазар и Назарий, о которых сообщается, что они были «игумени» монастыря «Рождества святаго Иоанна Предтечи». Приведённый в данном источнике год кончины Муромских преподобных – 7000 (1492) г. – по мнению исследователей, не дописан в отношении сотен, десятков и единиц. В агиографической литературе XIX–XX вв. на основании свидетельства «Описания о российских святых» Елеазар, Назарий и Евмений были определены как ученики Лазаря Муромского (ум. в 1391 г.), пришедшие на Русь, как некогда и сам Лазарь (также называемый «римлянином»), из Константинополя. Однако в пространной духовной грамоте Лазаря, имеющей автобиографический характер, среди его учеников Елеазар, Назарий и Евмений не названы. Исследователи считают наиболее вероятным, что святые жили позднее и не были непосредственными учениками преподобного Лазаря. В агиографической литературе встречается утверждение, что Елеазар и Назарий основали в Олонецком уезде Иоанно-Предтеченский монастырь, не упоминаемый в источниках до XVII в. Более вероятным исследователи считают предположение, что Елеазар, Назарий и Евмений были насельниками основанного Лазарем Муромского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря (на Муромском мысу Онежского озера, в 15 км от современной деревни Гакугса Пудожского района Карелии). Муромский Успенский монастырь упоминается в писцовых книгах по Онежской пятине с 1496 по 1678/1679 гг., в обители в тот период существовали три церкви: Успения Пресвятой Богородицы, Воскресения Лазаря и Рождества Иоанна Предтечи. В конце XVI в. Успенская церковь была сожжена, поэтому в XVII в. Муромский монастырь мог называться Иоанно-Предтеченским (в частности, в межевой грамоте 1650 г. царя Алексея Михайловича упоминается земельный вклад Новгородского князя Василия Ивановича «в дом святаго Ивана Предтечи, честнаго его Рождества, в Муромской монастырь»). В 1786 г. монастырь был обращён в женский, в следующем году закрыт. Монашеская жизнь возобновилась в обители в 1867 г., годом раньше в ней была построена церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы с приделами Рождества Иоанна Предтечи и Иоанна Рыльского, древняя Иоанно-Предтеченская церковь не сохранилась. Монастырь вновь был закрыт в 1930 г., возобновлён в 1991 г. Согласно агиографическим трудам конца XIX – начала XX вв. (архимандрита Сергия (Спасского), Барсукова и др.), мощи Елеазара, Назария и Евмения почивали под спудом в храме Муромского монастыря. В имеющихся описаниях монастыря сведения о мощах преподобных отсутствуют. В 1866 г. в Олонецкой епархии по благословению архиепископа Аркадия (Фёдорова) празднования всех местночтимых святых были объединены в Собор преподобных Олонецких чудотворцев, но Елеазар, Назарий и Евмений в этот Собор включены не были. Канонизация Муромских преподобных совершилась внесением их имен в Собор Новгородских святых, празднование которому было установлено в 1831 г. и возобновлено по благословению Ленинградского и Новгородского митрополита Антония (Мельникова) в 1981 г.

 
PR-CY.ru