ЕВФИМИЙ - Страница 3

Уехав в Москву, Евфимий, по-видимому, забрал с собой часть архива Черниговской кафедры. 10 декабря 1495 г., в ходе сватовства Литовского великого князя Александра Ягеллончика к великой княжне Елене Ивановне, литовские послы поднимали вопрос «о спискех и о грамотах о владычних Дьбрянского, что свез с собою владыка Еуфимей». Из записей на рукописях XVI – начала XVII вв. выясняется, что Евфимий привёз из Брянска, в частности, Кормчую книгу. Об этом факте известно из записи 1517 г. в списке Кормчей, принадлежавшем Вассиану (Патрикееву). Среди трёх источников данного списка указаны «Правила... епископа Суздальскаго Евфимиа, что вывез изо Бряньска с собою» (Владимиро-Суздальский музей-заповедник). По мнению Ярослава Николаевича Щапова, со списком Кормчей книги, привезённым Евфимием, можно отождествить «Суздальские правила», упоминаемые в ряде рукописей. Согласно классификации Я.Н. Щапова, это Кормчие суздальской и даниловской подгруппы Сербской редакции (Российская национальная библиотека, вторая половина XVI в.; Российская государственная библиотека, 1622–1623 гг.; оба списка содержат запись: «Доселе с Суздальских правил»). Указание на то, что список сделан с «Суздальских правил», есть также в Кормчих: Российский государственный архив древних актов, последняя треть XVI в., и Исторический музей, конец XVI в. Оба кодекса имеют запись: «Доселе с Суздальских правил, а се собрание и припис(ь) того ж Даниила игумена, потом бывша митрополита. Лета 7030, месяца февраля». В XVI в. «Суздальские правила», как и их владелец Евфимий, были в центре внимания кружка книжников в Иосифовом Волоколамском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре. В Русском Хронографе 1512 г., составленном волоцким монахом Досифеем (Топорковым), подробно освещена деятельность Евфимия в Северо-Восточной Руси. В Волоколамской обители переписывалась и редактировалась Кормчая книга. В монастырских описях 1573 и 1591 гг. среди рукописей «в десть» упоминаются «Правила болшие суздальские» и «Правила старые, писаны с Суздалских правил, не одно писмо: в начале Нилово писмо Полева и иных старцев при Даниле митрополите». Местонахождение данных списков в настоящее время исследователям неизвестно. Они полагают, что «Суздальские правила» стали авторитетны в XVI в. благодаря деятельности митрополита Даниила. Особое значение для истории Кормчей книги имеет переписанный с «Суздальских правил» кодекс Исторического музея, который был положен в основу первого издания Кормчей. При подготовке публикации использовалась также «суздальская харатейная» рукопись, о чём свидетельствует помета в печатной Кормчей: «из суздальской харатейной» (помета относится к одной из редакций правила, приведённого в печатной Кормчей в двух редакциях). «Суздальская харатейная» рукопись упоминается также в маргиналии в Кормчей Успенского собора (Исторический музей): «Сие правило списати из суздалскои харатеинои, тамо лучше». Печатная Кормчая неоднократно переиздавалась до 1839 г. и служила основным источником канонического права в России.



 
PR-CY.ru